По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2016 N Ф05-17167/2016 по делу N А40-42757/2016
Требование: Об обязании исполнить предписание уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность провести мероприятия по приведению лесных участков в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах, место складирования срубленной древесины отделить минерализованной полосой, освободить просеку, на которой находится линия электропередач, от горючих материалов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в случае неисполнения законно вынесенного предписания возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А40-42757/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - Комитета лесного хозяйства Московской области - не явился (извещено надлежаще);
от заинтересованного лица (ответчика) - ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" - Циганков С.С., дов. от 16.02.2016 в„– ЗЭС/01/100;
рассмотрев 08 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 29 апреля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
на постановление от 03 августа 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по делу в„– А40-42757/2016,
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к открытому акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (ОГРН 105774655811)
об обязании провести мероприятия по приведению лесных участков в соответствие с требованиями
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к открытому акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК", общество, заинтересованное лицо) об обязании согласно выданному предписанию от 15.05.2015 в„– 03-181/2015 (3) провести мероприятия по приведению лесных участков в квартале 51 выделах 8, 10, 11, 13, 14, 26, 24 Шаховского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенных вблизи д. Юрьево Шаховского района Московской области Шаховского г/п, в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ в„– 417 от 30.06.2007, место складирования срубленной древесины отделить минерализованной полосой шириной не менее 1,4, освободить просеку, на которой находится линия электропередач в вышеуказанном квартале, от горючих материалов - древесных отходов (порубочных остатков и сучьев).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
В обоснование своей кассационной жалобы комитет указывает, что общество уже привлекалось к административной ответственности за неисполнение предписания, до настоящего момента доказательств исполнения предписания обществом не представлено.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражало против доводов жалобы.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года в„– 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года в„– 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов обжалуемой части, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты в подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу выдано предписание от 15.05.2015 в„– 03-181/2015 (3) провести мероприятия по приведению лесных участков в квартале 51 выделах 8, 10, 11, 13, 14, 26, 24 Шаховского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенных вблизи д. Юрьево Шаховского района Московской области Шаховского г/п, в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ в„– 417 от 30.06.2007, то есть место складирования срубленной древесины отделить минерализованной полосой шириной не менее 1,4, освободить просеку, на которой находится линия электропередач в вышеуказанном квартале, от горючих материалов - древесных отходов (порубочных остатков и сучьев).
Полагая, что общество необоснованно уклоняется от исполнения указанного предписания, комитет обратился в арбитражный суд с требованиями о понуждении исполнить предписание.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 в„– 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Пунктом 14.5 указанного Постановления предусмотрено, что Комитет в целях реализации полномочий имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу пп. "з" п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 в„– 394, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абз. 1 и 2 п. 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно п. 12 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Предписания государственных органов являются обязательными к исполнению, повторное придание им обязательности путем обращения в суд действующим законодательством не предусмотрено, однако установлены иные последствия неисполнения законно вынесенного предписания.
Так, административный орган наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, в случае неисполнения законно вынесенного предписания возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2016 года по делу в„– А40-42757/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
М.Р.АГАПОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
------------------------------------------------------------------