Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-18698/2016 по делу N А41-103873/15
Требование: О принудительном изъятии земельного участка.
Обстоятельства: Истец направил ответчику письмо об изъятии принадлежащего ему земельного участка для государственных нужд, приложив проект соглашения. Ответчик уведомил истца о том, что указанная в соглашении стоимость выкупа земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку процедура, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных нужд, истцом соблюдена надлежащим образом: имеется решение об изъятии, установлена цена выкупа на основании заключения эксперта, ответчику направлено соглашение об изъятии с необходимыми документами, полученное ответчиком.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2016 г. по делу в„– А41-103873/15

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца: Карпинская Т.В., доверенность от 15.08.2016;
от ответчика: Сапожников Н.И., доверенность от 17.03.2015;
рассмотрев 22 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Государственной компании "Автодор"
на решение от 01 июня 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 28 сентября 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Ивановой Л.Н.,
по делу в„– А41-103873/15
по иску Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН: 1097799013652)
о принудительном изъятии земельного участка
к закрытому акционерному обществу "Матвеевское" (ОГРН: 1035006471620),

установил:

Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания "Автодор") обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу "Матвеевское" (далее - ЗАО "Матвеевское"), в котором просила изъять у ЗАО "Матвеевское" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок, площадью 10.302 +/- 888 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 4.952.943 руб.
Решением от 01 июня 2016 года Арбитражный суд Московской области изъял у ЗАО "Матвеевское" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок, площадью 10.302 +/- 888 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 17.977.814 руб.
Постановлением от 28 сентября 2016 года Десятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции изменил; исключил из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы о том, что на основании результатов экспертизы истец уточнил заявленные требования и просил суд принять решение об изъятии у ЗАО "Матвеевское" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок, площадью 10.302 +/- 888 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 17.977.814 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Государственная компания "Автодор" обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 20.02.2014 Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации издано распоряжение в„– 257-р "Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция автомобильной дороги М-1 "Беларусь" от Москвы до границы с Республикой Беларусь на участке км28 + 000 - км32 + 500, Московская область".
В соответствии с приложенным к распоряжению Перечнем земельных участков, подлежащих изъятию, одним из таких земельных участков является земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:2876, площадью 10.302 кв. м, по адресу: Одинцовский район, пос. Лесной городок, в районе пос. Лесной городок, находящийся в собственности ЗАО "Матвеевское".
Уведомлением от 10.04.2015 в„– 1432 Государственная компания "Российские автомобильные дороги" Голицынский филиал сообщила ЗАО "Матвеевское" об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 путем выкупа.
24.08.2015 истец повторно направил ответчику письмо об изъятии земельного участка, приложив проект соглашения.
В ответе от 13.11.2015 в„– 512 ЗАО "Матвеевское" уведомило Государственную компанию "Автодор", что указанная в соглашении стоимость выкупа земельного участка в размере 4.946.711 руб. не соответствует его рыночной стоимости.
В связи с изложенными обстоятельствами истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; органы местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.
В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (статья 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
После принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (статья 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (статья 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляется ряд документов. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Судами установлено, что вышеизложенная процедура, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд истцом соблюдена надлежащим образом: имеется решение об изъятии, установлена цена выкупа, ответчику направлено соглашение об изъятии с необходимыми документами, полученное ответчиком.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами и ответчиком не оспорены.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, поскольку ответчик не согласился с выкупной ценой земельного участка, определенной истцом.
Согласно заключению экспертизы, проведенной экспертной организацией ООО "Международный центр консалтинга" и представленной в материалы дела, размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:2876, включающий в себя рыночную стоимость земельных участков и убытки, причиненные собственнику в результате их изъятия, определяемый в соответствии со статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.03.2016 составляет 17.977.814 руб.
Стороны против оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, установленного заключением экспертизы, возражений не представили.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возможности изъятия земельного участка, общей площадью 10.302 +/- 888 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070312:2876, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, пос. Лесной городок, в районе пос. Лесной городок, в целях реконструкции ФАД М-1 "Беларусь" км28 + 000 - км32 + 500, с установлением размера возмещения стоимости и убытков, указанного в заключении судебной экспертизы - 17.977.814 руб.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании апелляционного суда представитель истца пояснил, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции исковые требования не уточнялись, в связи с чем из мотивировочной части решения суда первой инстанции подлежат исключению указания о том, что истец уточнил заявленные требования. При этом пояснил, что сама по себе выкупная цена земельного участка не является предметом материально-правового требования по настоящему иску. Результаты судебной экспертизы, проведенной судом первой инстанции, не оспаривает.
Апелляционный суд правомерно согласился с доводами истца, поскольку из материалов дела следует, что истцом исковые требования не уточнялись.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, отмечено, что по смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Таким образом, материально-правовым требованием иска о принудительном изъятии у собственника его земельного участка выступает решение суда о принудительном изъятии у ответчика имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
Определение размера возмещения собственнику за принудительно изымаемый участок, как и иных условий принудительного изъятия, относится к полномочиям суда и не составляет предмет исковых требований.
В связи с этим, кассационная коллегия считает, что судами правомерно принято решение о выкупной цене испрашиваемого земельного участка, исходя из заключения судебной экспертизы, проведенной экспертной организацией ООО "Международный центр консалтинга".
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда, с учетом изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2016 года по делу в„– А41-103873/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной компании "Автодор" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------