Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2016 N Ф05-16926/2016 по делу N А41-12250/16
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, направить подписанный проект договора купли-продажи земельного участка.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал обществу в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что реализовать земельный участок можно только с торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как при наличии нескольких заявок на приобретение спорного земельного участка он должен быть выставлен на торги.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. по делу в„– А41-12250/16

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Красновой С.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шереметьев С.Е., доверенность от 30.03.2016;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 29 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - АО "АРМО-Инвест"
на решение от 18 мая 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 02 сентября 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Бархатовым В.Ю., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-12250/16
по заявлению акционерного общества "АРМО-Инвест" (ОГРН: 1065030023145)
о признании незаконным отказа
к Администрации Красногорского муниципального района Московской области,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

Акционерное общество "АРМО-Инвест" (далее - АО "АРМО-Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просило:
1) признать незаконным полностью отказ в предоставлении в собственность земельного участка площадью 3475+/-41 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Ильинское, д. Александровка, содержащийся в письме администрации от 09.12.2015 в„– 1.2.6-87/519, 1.2.18/233;
2) в целях устранения допущенных нарушений обязать Главу Красногорского муниципального района Московской области:
- в течение пяти дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату в размере 9.209.000 руб. земельного участка площадью 3745 +/- 41 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050403:1250, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения рекреационной зоны", расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Ильинское, д. Александровка, и предоставить обществу копию такого решения;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении участка направить обществу подписанный проект договора купли-продажи данного земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "АРМО-Инвест" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество 02.04.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении обществу в собственность в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, земельного участка, площадью 3.550 кв. м, расположенного вблизи деревни Александровка, деревни Бузланово Красногорского муниципального района, смежного с земельными участками, принадлежащими обществу.
Письмом от 05.08.2014 администрация сообщила обществу, что считает возможным формирование земельного участка под заявленные цели на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласовании и утверждения ее в установленном порядке.
Общество 20.10.2014 обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Суды установили, что постановлением администрации от 22.12.2014 в„– 2888/12 утверждена схема расположения земельного участка, площадью 3.475 кв. м, на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, Красногорском муниципальном районе, сельском поселении Ильинское, д. Александровка (кадастровый квартал 50:11:0050403). Указанным постановлением установлена категория земельного участка: "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования - "размещение рекреационной зоны".
На основании утвержденной схемы в государственный кадастр недвижимости 12.01.2015 внесены сведения о земельном участке, общей площадью 3.475 кв. м, с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0050403:1250.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество 06.02.2015 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1250.
В газете "Красногорские вести" от 05.03.2015 в„– 26-27 размещена следующая публикация: администрация информирует жителей и общественные организации, что предлагается в собственность земельный участок площадью 3.475 кв. м +/- 41 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050403:1250, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "размещение рекреационной зоны", расположенный по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный районе, сельское поселение Ильинское, деревня Александровка.
На данную публикацию откликнулись Коломойцева Е.Э. и общество с ограниченной ответственностью "Проектирование окружающей среды" (далее - ООО "Проектирование окружающей среды"), обратившись с заявлениями от 10.03.2015 и от 06.04.2015, соответственно, в которых выразили заинтересованность в земельном участке площадью 3.475 кв. м +/- 41 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050403:1250 с видом разрешенного использования "размещение рекреационной зоны" и с указанным месторасположением.
АО "АРМО-Инвест" 11.03.2015 также обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1250.
Письмами от 27.03.2015 администрация сообщила Коломойцевой Е.Э. и ООО "Проектирование окружающей среды", что предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1250 будет осуществляться в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.03.2015, без проведения торгов.
Письмом от 09.12.2015 администрация сообщила АО "АРМО-Инвест" о том, что 23.07.2015 вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность общества рассматривался на Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области. По результатам рассмотрения принято решение об отказе в согласовании договора купли-продажи, ввиду нарушения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем реализовать земельный участок можно только с торгов (аукциона), в связи с чем обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Не согласившись с администрацией, АО "АРМО-Инвест" 04.03.2016 обратилось в суд с настоящим иском.
Из содержания пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действующего на момент первоначального обращения общества в администрацию) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В зависимости от целей предоставления земельных участков земельным законодательством была предусмотрена различная процедура их предоставления в аренду, например, для строительства предоставление земельного участка осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставление земельного участка для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, возможно только в рамках проведения аукциона (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
- для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством предусмотрена процедура, установленная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с данным пунктом статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Для того чтобы определить круг лиц, претендующих на земельный участок, необходимо заблаговременно опубликовать информацию о предстоящем или возможном его предоставлении. Заблаговременно - это либо по инициативе органа местного самоуправления, либо на основании обращения заинтересованного лица, но во всяком случае до того, как будет принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и до постановки этого участка на кадастровый учет.
Указанные выводы соответствуют принципам земельного законодательства, и не противоречат требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В настоящем случае АО "АРМО-Инвест" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, 02.04.2014. Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принято 22.12.2014, участок поставлен на кадастровый учет 12.01.2015. Размещение информации о предоставлении земельного участка в официальном издании Красногорского района произведено только 05.03.2015, то есть после формирования земельного участка для заявителя и постановки его на кадастровый учет.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Из смысла приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В судебной практике сформировалась позиция, что при наличии нескольких заявлений уполномоченному органу следует проводить торги.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Следовательно, претендент на земельный участок должен быть определен по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации путем выставления на торги права на заключение договора аренды земельного участка. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. В связи с этим, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 в„– 4224/10 по делу в„– А76-4758/09.
Согласно служебной записке начальника управления природопользования администрации Соболева И.И. от 10.04.2015 в„– 88 в связи с опубликованием в газете "Красногорские вести" от 05.03.2015 в„– 26-27 объявления о предоставлении названного земельного участка, в период с 05.03.2015 по 06.04.2015 поступили обращения в адрес Главы Красногорского муниципального района: от Коломойцевой Е.Э. (письмо от 10.03.2015), от АО "АРМО-Инвест" (письмо от 11.03.2015) и от ООО "Проектирование окружающей среды" (письмо от 06.04.2015).
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что земельный участок не может быть предоставлен в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов, поскольку такое указание администрации является незаконным.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.09.2010 в„– 4224/10 по делу в„– А76-4758/09, заинтересованные лица не могут быть лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Таким образом, вывод судов о том, что при наличии нескольких заявок на приобретение земельного участка, администрация в данном случае обязана была выставить указанный земельный участок на торги, является правильным.
Поскольку администрация этого не сделала, процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1250 была нарушена, на что она указала обществу, правомерно отказывая в предоставлении ему земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает правильным вывод судов о том, что оспариваемый отказ администрации является законным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2016 года по делу в„– А41-12250/16 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "АРМО-Инвест" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
С.В.КРАСНОВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------