По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2016 N Ф05-9245/2016 по делу N А41-70743/15
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец ссылается на неправильное определение ответчиком выкупной цены земельного участка под принадлежащими истцу объектами недвижимого имущества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в рамках рассмотрения другого дела установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012 и имел право на выкуп земельного участка по цене, определяемой исходя из ставки 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу в„– А41-70743/15
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца: Лукьянчиков В.П., доверенность от 10.08.2015;
от ответчика: Чичкова Е.Н., доверенность от 11.01.2016;
от третьего лица: Чичкова Е.Н., доверенность от 30.12.2015;
рассмотрев 12 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
на решение от 02 февраля 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 28 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Воробьевой И.О., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-70743/15
по иску закрытого акционерного общества "БЫТРЕСУРС" (ОГРН: 1145032010331)
о взыскании денежных средств
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН: 1025004060014),
третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области,
установил:
Закрытое акционерное общество "БЫТРЕСУРС" (далее - ЗАО "БЫТРЕСУРС") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитет) с требованиями (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
- взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в пользу ЗАО "БЫТРЕСУРС" денежные средства в размере 6.565.244 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 55.826,22 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалобы считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Главы Одинцовского района от 14.04.1997 в„– 712 правопредшественнику Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области было предоставлено 2,5 га земель для размещения производственных и складских зданий и сооружений в постоянное (бессрочное) пользование.
Судами установлено, что ЗАО "БЫТРЕСУРС" на праве собственности с 16.02.1998 принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Внуковская, д. 6:
- административное здание, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь: 119 кв. м, инв. в„– 173:054-8817, лит. Б3, Б4, б;
- склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 870,9 кв. м, инв. в„– 173:054-8817, лит. Б;
- склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 869,8 кв. м, инв. в„– 173:054-8817, лит. Б1;
- склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь: 879,8 кв. м, инв. в„– 173:054-8817, лит. Б2.
ЗАО "БЫТРЕСУРС" обратилось 27.12.2011 в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением в„– 43 о предоставлении в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:191, площадью 25.007 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, ул. Внуковская, д. 6, используемого для размещения производственных и складских зданий и сооружений.
Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области было издано 31.07.2012 постановление в„– 2480 о предоставлении ЗАО "БЫТРЕСУРС" испрашиваемого земельного участка в собственность.
Во исполнение названного постановления между Комитетом (продавец) и ЗАО "БЫТРЕСУРС" (покупатель) был заключен договор от 12.10.2012 в„– 1360/2012 купли-продажи земельного участка, по условиям которого продавец передает, а покупатель принимает в собственность земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 25.007 кв. м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030206:191, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Внуковская, д. 6, для размещения производственных и складских зданий и сооружений. Участок занят зданиями (склады и административное здание), принадлежащими покупателю на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 договора, цена земельного участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 в„– 639/16 и составила 7.878.292,81 руб. из расчета пятнадцати процентов кадастровой стоимости участка. Оплата участка производится в полном объеме не позднее 60 календарных дней со дня подписания договора (п. 2.3 договора).
Как указывает истец, во исполнение договора он произвел оплату в размере 1.700.000 руб. по платежному поручению от 23.05.2014 и в размере 6.178.292,81 руб. по платежному поручению от 28.05.2015, всего - в сумме 7.878.292,81 руб.
Между тем, ранее, до оплаты указанных денежных средств ЗАО "БЫТРЕСУРС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о расторжении договора купли-продажи от 12.10.2012 в„– 1360/2012 и заключении нового договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:191. Указанный иск рассматривался в рамках дела в„– А41-1953/13.
В рамках дела в„– А41-1953/13 судом было признано право ЗАО "БЫТРЕСУРС" на приобретение земельного участка не по цене 15% от кадастровой стоимости земельного участка, а из расчета 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку обращение заявителя состоялось 27.12.2011, т.е. до 01.07.2012, когда действовали льготные условия для такого выкупа.
Из расчета 2,5% от кадастровой стоимости выкупная цена земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:191 должна была составить 1.313.048,81 руб. (при кадастровой стоимости в сумме 52.521.952,03 руб. на момент обращения заявителя о предоставлении земельного участка в собственность).
Судами установлено, что ЗАО "БЫТРЕСУРС" обратилось в суд с рассматриваемым иском, в котором просит взыскать с ответчика возникшие у него в связи с неправильным определением выкупной цены земельного участка убытки в размере 6.565.244 руб. (7.878.292,81 - 5.252.1952,03).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
ЗАО "БЫТРЕСУРС" является собственником административного здания и трех складов, расположенных на земельном участке, общей площадью 25.007 кв. м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030206:191, находящемся по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Внуковская, д. 6.
Указанный участок был предоставлен ЗАО "БЫТРЕСУРС" на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с постановлением Главы Одинцовского района от 14.04.1997 в„– 712.
ЗАО "БЫТРЕСУРС" обратилось 27.12.2011 в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:191, площадью 25.007 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, ул. Внуковская, д. 6, для размещения производственных и складских зданий и сооружений.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (продавец) и ЗАО "БЫТРЕСУРС" (покупатель) был заключен договор от 12.10.2012 в„– 1360/2012 купли-продажи земельного участка, общей площадью 25.007 кв. м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030206:191, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Внуковская, д. 6, для размещения производственных и складских зданий и сооружений, с выкупной ценой участка в размере 7.878.292,81 руб. из расчета пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
В силу пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Московской области было издано постановление от 02.05.2012 в„– 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках", в соответствии с которым с 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, была установлена в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственных и складских зданий и сооружений.
Таким образом, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области выкупная стоимость спорного земельного участка в размере 15% его кадастровой стоимости была определена в соответствии с нормами законодательства, действующими после 01.07.2012.
Между тем, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности производится по цене, установленной субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности, указанная цена правомерно признана судами несостоятельной.
В названной норме права урегулирован вопрос выкупа земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких участках и отчужденных из государственной или муниципальной собственности, и установлен порядок определения цены выкупа за такие участки в том случае, если соответствующее заявление подано до 01.07.2012 (установление льготной цены).
С заявлением о выкупе земельного участка ЗАО "БЫТРЕСУРС" обратилось в декабре 2011 года, т.е. до 01.07.2012.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ЗАО "БЫТРЕСУРС" имело право на выкуп земельного участка по цене, определяемой исходя из ставки в 2,5% от его кадастровой стоимости.
Указанные выводы сделаны также в рамках дела в„– А41-1953/13.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В жалобе указано на то, что в рамках дела в„– А41-1953/13 суды отказали обществу в удовлетворении иска о расторжении договора и заключении нового договора купли-продажи. По мнению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, указанное обстоятельство свидетельствует об обоснованности установленной в договоре цены.
Между тем, вопреки указанному доводу, в судебных актах по делу в„– А41-1953/13 содержатся выводы о том, что цена в договоре определена неправильно, в соответствии с законодательством, вступившим в силу после 01.07.2012, в то время как обращение с заявлением о выкупе состоялось до 01.07.2012.
Отказ в иске ЗАО "БЫТРЕСУРС" о расторжении договора купли-продажи и заключении нового договора купли-продажи по новой цене мотивирован ненадлежащим способом защиты нарушенного права.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Применительно к данным правоотношениям по выкупу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности покупателю участка, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливается специальная цена выкупа, которая на момент обращения заявителя о выкупе составляла ставку 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для удовлетворения иска о взыскании убытков необходимо доказать совокупность обстоятельств, являющихся основанием для привлечения ответчика к названному виду гражданско-правовой ответственности, а именно: нарушение ответчиком взятых на себя обязательств, размер понесенных истцом убытков и причинно-следственную связь между действиями ответчика и полученными истцом убытками. Недоказанность одного из элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В рассматриваемом случае суды обоснованно посчитали доказанным факт нарушения ответчиком взятых на себя обязательств, наличие у истца убытков и причинно-следственную связь между ними.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Денежные средства в размере 6.565.244 руб. являются неосновательным обогащением ответчика и убытками истца, понесенными в связи с неправомерными действиями органа местного самоуправления, завысившего выкупную цену земельного участка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2016 года по делу в„– А41-70743/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА
------------------------------------------------------------------