По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2016 N Ф05-17594/2016 по делу N А41-6432/16
Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, обязании зарегистрировать право собственности на объект.
Обстоятельства: Обществу отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на земельный участок, разрешения на строительство и документов, подтверждающих финансирование объекта обществом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в регистрирующий орган был направлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства РФ и необходимый для проведения испрашиваемых обществом регистрационных действий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. по делу в„– А41-6432/16
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Мысака Н.Я., Дунаевой Н.Ю.
при участии в заседании:
от истца: не явился, уведомлен
от ответчика: не явился, уведомлен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 05 мая 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Плотниковой Н.В.,
и постановление от 12 августа 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Виткаловой Е.Н.,
по делу по заявлению ООО "Серпуховской магазин оптовой торговли "МОСГЛАВСНАБ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и ненормативного правового акта, третье лицо - администрация города Серпухова Московской области
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Серпуховский магазин оптовой торговли "МОСГЛАВСНАБ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа от 11.01.2016 в„– 50/061/005/2015-4651 в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - распределительный газопровод, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ш. Московское, кадастровый номер 50:58:0030101:5434, и обязании зарегистрировать за заявителем право собственности на этот объект.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Серпухова Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 года заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, заинтересованное лицо подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Серпуховский магазин оптовой торговли "МОСГЛАВСНАБ" является собственником здания - магазина, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ш. Московское, д. 94, и находящегося под указанным зданием земельного участка с кадастровым номером 50:58:03 03 01:0097.
В связи с тем, что здание не было газифицировано, в 2013 году заявителем было принято решение осуществить газификацию здания.
Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 30.05.2013 в„– 728 были утверждены акт выбора и схема расположения земельного участка площадью 737 кв. м, установлена категория земель "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования для "объекта инженерно-технического обеспечения - газопровода" протяженностью 185 м к указанному выше зданию.
В 2013 году Государственным казенным учреждением Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "МОСАВТОДОР" были выданы технические условия в„– 4-136 на прокладку газопровода высокого давления вдоль автодороги Васильевское - Серпухов, III тех. категории, код 1320147 с км 6,490 по км 6,700 справа с пересечением данной дороги закрытым способом на км 6,700 в г. Серпухове Московской области.
Также Государственным казенным учреждением Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "МОСАВТОДОР" было выдано согласование на указанный газопровод.
Заявителем было заказано в ООО "Аверс" проектирование и строительство системы газоснабжения.Согласно акту приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 20.06.2014 года строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП ***-01-2002, ТСН.
Акт подписан представителями заказчика и подрядчика, а также представителем центрального управления Ростехнадзора государственным инспектором отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Зудилиным В.А.
Администрацией городского округа Серпухов Московской области было выдано разрешение на размещение объекта в„– 6/2015, согласно которому заявителю было разрешено размещение объекта - инженерно-технического обеспечения - газопровода высокого давления мощностью 0,6 Мпа и низкого давления мощностью 0,005 Мпа на землях муниципального образования "Город Серпухов Московская область", государственная собственность на которые не разграничена.
Законченный строительством газопровод был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:58:0030101:5434.
Согласно справке в„– 2015/063 о принятии на учет инженерных сетей и коммуникаций, выданной Администрацией города Серпухова Московской области, замечаний выявлено не было, трасса газопровода высокого и низкого давления принята на учет в Управление архитектуры и строительства Администрации города Серпухова.
Согласно письму комитета по управлению имуществом города Серпухова, распределительный газопровод с кадастровым номером 50:58:0030101:5434 размещен в кадастровом квартале 50:58:0030101 по адресу: Московская обл., г. Серпухов, Московское шоссе, д. 94 на землях, собственность на которые не разграничена.
23.09.2015 заявителем было получено свидетельство о государственной регистрации права на газопровод-ввод, 7.7. сооружения трубопроводного транспорта, протяженностью 168 м 24.11.2015 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на сооружение - распределительный газопровод, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе.
Сообщением от 04.12.2015 заявитель был извещен о приостановлении государственной регистрации, в том числе со ссылкой на отсутствие правоустанавливающего документа на землю, а также на то, что акт приемки законченного строительства объекта от 20.06.2014 не прошит и не скреплен печатями организации.
18.12.2015 заявителем в регистрирующий орган были представлены акт приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 20.06.2014 и акт приемки газопровода-ввода в эксплуатацию от 20.06.2014, прошитые и скрепленные печатью, как того требовал вышеуказанный орган.
Сообщением от 11.01.2016 в„– 50/061/005/2015-4651 заявитель был извещен об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости.
В качестве оснований для отказа указано, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, представленный кадастровый паспорт от 03.09.2015 не содержит кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества, не представлено разрешение на строительство, проект, акты приемки в эксплуатацию объекта газоснабжения, не представлены документы, подтверждающие финансирование вышеуказанного объекта заявителем.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности от 11.01.2016 в„– 50/061/005/2015-4651 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Серпуховский магазин оптовой торговли "МОСГЛАВСНАБ" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 16 Федеральный закон от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу требований пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) за исключением случаев, предусмотренных Законом о регистрации.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Закона о кадастре).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого имущества. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (часть 1 статьи 5 Закона о кадастре).
Таким образом, в соответствии с нормами Закона о кадастре государственная регистрация права на объект недвижимости может осуществляться только с ранее учтенным объектом, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением государственного учетного номера. При отсутствии сведений об объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости, кадастровый паспорт является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона в„– 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно пункту 3.9 "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 в„– 780) (ред. от 10.12.2012), подземный газопровод - наружный газопровод, проложенный ниже уровня поверхности земли или по поверхности земли в обваловании.
В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 в„– 878 "распределительные газопроводы" - это газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.
Согласно п. 47 вышеуказанных Правил земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Согласно п. 48 Правил установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года в„– 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден прилагаемый перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Исходя из смысла статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется. Между тем, в соответствии с положениями ст. ст. 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В данном случае собственник инженерных коммуникаций имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях, предусмотренных законом, для эксплуатации таких объектов установления сервитута на земельный участок в соответствии с положениями статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом, после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Из материалов дела усматривается, что спорный газопровод является линейным сооружением, в связи с чем указанный газопровод может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание производственного назначения, принадлежащее заявителю.
Таким образом, в адрес регистрирующего органа был направлен исчерпывающий перечень документов, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отказ управления в регистрации права нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения и постановления. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2016 года по делу в„– А41-6432/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ
Судьи
Н.Я.МЫСАК
Н.Ю.ДУНАЕВА
------------------------------------------------------------------