По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2016 N Ф05-17374/2016 по делу N А40-7297/2016
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа.
Обстоятельства: Регистрирующим органом обществу отказано в государственной регистрации договора аренды с указанием на отсутствие документов, подтверждающих проведение торгов в отношении земельных участков.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом представлены на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со ст. ст. 16, 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отвечающие требованиям ст. 18 данного Закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. по делу в„– А40-7297/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - ЗАО "СУРТЕКС-9" - Чепелюк А.Я., дов. от 01.02.2016 б/н;
от заинтересованного лица (ответчика) - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Тащян М.С., дов. от 11.01.2016 в„– 17/2016;
от третьих лиц - 1) Департамента городского имущества г. Москвы - Нагорная М.Ю., дов. от 24.12.2015 в„– 33-Д-800/15;
2) ФГБУ ФКП Росреестра - не явился (извещено надлежаще);
рассмотрев 16 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 05 мая 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Коноваловой Е.В.,
на постановление от 09 августа 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Марковой Т.Т.,
по делу в„– А40-7297/2016,
по заявлению ЗАО "СУРТЕКС-9"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) Департамент городского имущества г. Москвы, 2) ФГБУ ФКП Росреестра
о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации договора аренды
установил:
Закрытое акционерное общество "СУРТЕКС-9" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды от 16.12.2015 в„– 77/011022/2015-861.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2016 года, требования заявителя удовлетворены.
Удовлетворяя требования общество, арбитражные суды исходили из того, что заявитель представил на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отвечающие требованиям статьи 18 данного Закона.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить.
В обоснование своей кассационной жалобы заинтересованное лицо указывает, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие проведение торгов в отношении земельного участка, земельный участок не находится на территории, присоединенной к городу Москве.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражало против доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представители общества и третьего лица просили оставить судебные акты без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно них, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 770104010090 площадью 682 кв. м, предоставленного в аренду сроком до 18.12.13 по договору от 15.03.2004 в„– М-01-026085 для эксплуатации здания по адресу ул. Долгоруковская, д. 15 стр. 1, находящегося в собственности общества.
Здание частично выходило за границы указанного участка, распоряжением ДГИ от 04.04.2014 границы участка были уточнены. Согласно кадастровому паспорту на здание, последнее на 2015 год не выходит за границы участка, площадь которого составила 690 кв. м.
По истечении срока договора аренды от 15.03.2004 между Департаментом городского имущества и обществом заключен договор аренды от 17.03.15, по условиям которого для эксплуатации здания арендатору предоставлен участок 770104010090 площадью 690 кв. м (+/- 9 кв. м), а также смежные земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0004010:4480 (8 кв. м +/- 1 кв. м), 77:01:0004010:4440 (346 кв. м +/- 7 кв. м). Общая площадь предоставленных заявителю участков составила 1044 кв. м.
08.07.2015 указанный Договор аренды был предоставлен на государственную регистрацию.
16.12.2015 сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве за в„– 77/011022/2015-861 в государственной регистрации Договора аренды было отказано.
Основанием к отказу в государственной регистрации явилось отсутствие документов, подтверждающих проведение торгов в отношении земельных участков.
Полагая, что решение управления является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 43-ФЗ (ред. От 23.06.2014) "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в аренду без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
Согласно представленному Департаментом Проекту межевания территории квартала, ограниченного ул. Чаянова, Весковским пер., Долгоруковской ул. и Оружейным пер., в„– 01.08.104.2008 участок, предназначенный для эксплуатации здания по адресу Долгоруковская д. 15 стр. 1 предусмотрен под номером 17 площадью 0,097 га с указанием на то, что часть участка оформлена договором аренды. Согласно проекту нормативная площадь минимальная составляет 0,097, а максимальная - 0,600.
Фактически выделенная площадь, с учетом смежных участков, значительно ниже максимальной и менее, чем на 10%, превышает минимальную нормативную площадь по проекту межевания.
Судами первой и апелляционной инстанции правомерно установлено, что спорные земельные участки являются смежными по отношению к земельному участку, на котором находится здание заявителя, необходимы и предназначены для эксплуатации здания заявителя.
Доводы кассационной жалобы указанные выводы судов не опровергают.
Поскольку истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству и избрали надлежащий способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, при этом иная оценка доказательств процессуальным законодательством к ведению кассационного суда не отнесена, в силу чего доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной оценке представленных в материалы дела доказательств, не могут быть приняты кассационным судом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2016 года по делу в„– А40-7297/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
С.В.КРАСНОВА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------