По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.11.2016 N Ф05-16929/2016 по делу N А41-102494/15
Требование: О признании права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что запись о государственной регистрации права собственности учреждения на спорный земельный участок нарушает его права как собственника земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с отсутствием доказательств соблюдения установленного законом порядка изменения границ субъекта Российской Федерации и нахождения на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности городу Москве.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2016 г. по делу в„– А41-102494/15
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Понамарева Ю.А. (дов. в„– 33-Д-700/15 от 07.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МКУ "Специализированное управление городского округа Долгопрудный": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации города Долгопрудного: Степенникова С.А. (дов. в„– 63-2016 от 02.09.2016 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 15 ноября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2016 г.,
принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2016 г.,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-102494/15
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к муниципальному казенному учреждению "Специализированное управление городского округа Долгопрудный", Администрации города Долгопрудного
о признании права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области,
установил:
решением исполнительного комитета Московского городского совета Депутатов трудящихся в„– 30/47 от 09 июня 1959 г. отведено Городскому тресту похоронного обслуживания г. Москвы под организацию городского кладбища земельный участок площадью 30,0 га около селения Лихачева Краснополянского района, за счет земель Гослесфонда - 14,0 га и города Долгопрудного - 16,0 га.
Решением исполнительного комитета Московского городского совета Депутатов трудящихся в„– 58/50 от 18 декабря 1961 г. утвержден представленный Горпланом и Управлением бытового и коммунального обслуживания план строительства кладбищ и крематория на 1962-1965 г.г. согласно приложению.
Распоряжением исполнительного комитета Московского городского совета Депутатов трудящихся от 05 ноября 1968 г. отведено Управлению бытового и коммунального обслуживания г., Москвы для Московского городского треста похоронного обслуживания под расширение Долгопрудненского кладбища дополнительный земельный участок общей площадью до 11 га, в том числе: 10 га - из состава Гослесфонда, Клязьминского лесопаркхоза, в границах согласно представленному плану в Мытищинском районе.
Решением исполнительного комитета Московского городского совета Депутатов трудящихся в„– 10/31 от 02 марта 1970 г. отведено Управлению бытового и коммунального обслуживания г. Москвы для специализированного треста бытового обслуживания под расширение Долгопрудненского кладбища земельный участок площадью 15 га в г. Долгопрудном, в границах согласно представленному плану.
Решением исполнительного комитета Московского городского совета Депутатов трудящихся в„– 128 от 23 января 1975 г. постановлено отвести Главному управлению капитального строительства Мосгорисполкома для Специализированного треста бытового обслуживания земельный участок, площадью около 27 га, в районе сел. Гнилуши по Лихачевскому шоссе, в промышленной зоне г. Долгопрудного, в границах согласно представленному плану, под расширение Долгопрудненского Московского городского кладбища, с учетом максимального сохранения зеленых насаждений.
Постановлением Администрации города Долгопрудный Московской области в„– 274-ПА от 17 апреля 2013 г. решено создать муниципальное казенное учреждение "Специализированное управление городского округа Долгопрудный".
Постановлением Администрации города Долгопрудный Московской области в„– 356-ПА от 29 апреля 2014 г. решено предоставить муниципальному казенному учреждению "Специализированное управление городского округа Долгопрудный" (далее - МКУ "Специализированное управление городского округа Долгопрудный") в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель категории - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:42:0020203:272, площадью 2 082 кв. м, имеющий местоположение: Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проезд, северная сторона д. 17а, с видом разрешенного использования - "под размещение кладбища".
Вышеуказанный земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проезд, северная сторона д. 17а, поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 50:42:0020203:272.
В целях государственной регистрации права собственности города Москвы на земельные участки Долгопрудненского кладбища с кадастровым номером 50:42:0020203:272 Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) 04 августа 2015 г. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) с соответствующими заявлениями, о чем в книгу учета входящих документов в„– 50-50/042-50/042/008/2015 была внесена запись 4058.
По результатам рассмотрения представленных материалов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управлением Росреестра по Московской области 17 августа 2015 г. принято решение о приостановлении государственной регистрации.
Решением в„– 42/008/2015-4058 от 21 сентября 2015 г. Управление Росреестра по Московской области отказало Департаменту городского имущества города Москвы в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр. Лихачевский, д. 17А.
МКУ "Специализированное управление городского округа Долгопрудный" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020203:272, площадью 2 082 кв. м (земли под размещение кладбища), расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, проезд Лихачевский, северная сторона, д. 17, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объекты недвижимого имущества в„– 50/001/004/2015-148373 от 06 ноября 2015 г.
Полагая, что запись о государственной регистрации права собственности МКУ "Специализированное управление городского округа Долгопрудный" на спорный земельный участок, нарушает права собственника земельного участка - города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, истец обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к МКУ "Специализированное управление городского округа Долгопрудный" и Администрации города Долгопрудного о признании права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020203:272, общей площадью 2 082 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, проезд Лихачевский, северная сторона, д. 17А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2016 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от истца и третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации города Долгопрудного возражал против ее удовлетворения.
Представители МКУ "Специализированное управление городского округа Долгопрудный", Управления Росреестра по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, утратившем силу с 01 июля 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. в„– 53-ФЗ, в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) было установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ранее действовавшего Федерального закона от 17 июля 2001 г. в„– 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3 названного Закона было установлено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих участков в состав земель населенных пунктов, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25 октября 2001 г. в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из пункта 2 статьи 3.1 названного Закона следует, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу пункта 3 названной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При этом к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ).
По смыслу приведенных норм, право собственности на земельный участок считается фактически разграниченным, если помимо соответствия критериям разграничения государственной собственности на землю, установленным пунктами 2 и 3 статьи 3.1 названной статьи, земельный участок отвечает такому критерию, как расположение в границах субъекта Российской Федерации.
Изменение границ муниципальных образований возможно только в случае изменения границ между Московской областью и сопредельными субъектами Российской Федерации, в данном случае с городом Москвой.
Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а утверждение соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации - к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суды указали на отсутствие доказательств соблюдения установленного законом порядка изменения границ субъекта Российской Федерации и нахождения на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности городу Москве, в связи с чем у истца отсутствуют основания для признания права собственности на спорный земельный участок в порядке разграничения права государственной собственности на землю.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что представленные истцом в материалы дела правоудостоверяющие документы, являющиеся основанием возникновения права собственности города Москвы, подтверждают отвод иного земельного участка в определенных границах, указание на спорный земельный участок в данных документах не имеется.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает, что к участию в деле не было привлечено ГБУ "Ритуал", которое осуществляет деятельность по оказанию ритуальных, производственных, а также иных видов сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, в том числе на территории указанного кладбища.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку обжалуемые судебные акты не содержат выводов о правах и об обязанностях указанного подателем кассационной жалобы лица.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2016 г. по делу в„– А41-102494/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------