Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.11.2016 N Ф05-17387/2016 по делу N А40-112090/2016
Требование: О признании незаконными решений органа Фонда социального страхования РФ и требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов в части отнесения к объекту налогообложения компенсаций за медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение и начисления недоимок, пеней и штрафов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку компенсационные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки являются выплатой денежных средств взамен предоставления путевок в натуре, связаны с обеспечением гарантий замещения должностей государственной гражданской службы и исполнением должностных обязанностей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2016 г. по делу в„– А40-112090/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.,
судей: Егоровой Т.А., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от Управы района Ясенево города Москвы: не явился, извещен;
от ГУ-Московского регионального отделения ФСС РФ: А.В. Ивановой (по доверенности от 30.08.2016 года);
от третьего лица Департамента финансов города Москвы: М.Ю. Каверина (по доверенности от 17.12.2015 года);
рассмотрев 14 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в„– 4
на решение от 30.06.2016
Арбитражного суда г. Москвы,
принятого судьей Нагорной А.Н.,
на постановление от 09.09.2016
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Захаровым С.Л., Чеботаревой И.А.,
по заявлению Управы района Ясенево города Москвы
к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
третье лицо Департамент финансов города Москвы
о признании незаконными решений

установил:

Управа района Ясенево города Москвы (далее - заявитель, Управа, плательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконными принятых Государственным учреждением - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал в„– 4) (далее - ответчик, фонд) решений от 04.03.2016 г. в„– 15с/с, от 04.05.2016 г. в„– 15 н/с, а также требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов от 30.05.2016 г. в„– 15 в части отнесения к объекту налогообложения компенсаций за медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение и начисления недоимок, пеней и штрафов по указанному основанию Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016, требования Управы района Ясенево города Москвы удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
При этом фонд указывает, что суммы компенсации или оплаты за счет средств организации стоимости путевок работникам не упомянуты в статье 9 Федерального закона ФЗ-212 от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в связи с чем они подлежат обложению страховыми взносами.
Представители Управы района Ясенево города Москвы Заявителем в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. О времени и месте судебного заседания извещены. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель фонда поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель третьего лица - Департамента финансов г. Москвы возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
По делу установлено, что с 26.02.2016 по 04.03.2016 ГУ МРО ФСС проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Управой района Ясенево города Москвы.
По результатам проверки были составлены Акт от 04.03.2016 в„– 15с/с проверки исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и Акт от 29.03.2016 в„– 15н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальном у страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно Актам в ходе проверки было установлено, в том числе то, что в 2013-2015 годах страхователь неправомерно включил в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, суммы денежных выплат в виде ежегодной компенсации "за неиспользованное санаторно-курортное лечение", производимой государственным гражданским служащим города Москвы на основании указа Мэра Москвы от 13.12.2005 в„– 83-УМ; в 2014 и 2015 годах страхователь включил в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, суммы денежных выплат в виде ежегодной компенсации "за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей", производимой государственным гражданским служащим города Москвы на основании указа Мэра Москвы от 13.12.2005 в„– 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы".
На основании актов проверки ГУ МРО ФСС вынесены решения от 04.05.2016 в„– 15 с/с, от 30.05.2016 15 н/с и требование от 30.05.2016 в„– 15, которым Управе в срок до 24.06.2016 предложено уплатить недоимку в размере 222 962,81 руб., пени в размере 27 325,14 руб. и штрафы в размере 39 176,85 руб.
Признавая решение и требование незаконными, суды первой, апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законодательством обязанностей. При этом, статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.
Компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 в„– 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом города Москвы от 26.01.2005 в„– 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". Выплаты за санаторно-курортное лечение относятся к компенсационным, поскольку направлены на восполнение физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей.
На основании статьи 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности). Право на отпуск с сохранением замещаемой должности закреплено Федеральным законом от 27.07.2004 в„– 79-ФЗ и Законом города Москвы от 26.01.2005 в„– 3. Время отпуска входит в период трудового стажа и страхового стажа, заключенные служебные контракты на время отпуска не прерываются.
Статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 в„– 79-ФЗ предусмотрено предоставление государственным гражданским служащим дополнительных государственных гарантий, к которым согласно статье 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 в„– 3 относится предоставление бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки или выплата компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Как правильно указано судами и не отрицается заинтересованным лицом, сотрудники заявителя являются государственными гражданскими служащими, соответственно, на них распространяются положения федерального и московского законодательства в части предоставления гарантий, в том числе в части выплаты компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
С учетом изложенного компенсационные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки являются выплатой денежных средств взамен предоставления путевок в натуре, связаны с обеспечением гарантий замещения должностей государственной гражданской службы и исполнением должностных (трудовых) обязанностей.
Вследствие установления компенсационных выплат за выполнение трудовых обязанностей на законодательном уровне указанные выплаты на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Данный вывод соответствует закону и материалам дела.
Иное толкование закона, на которое ссылается податель кассационной жалобы, не свидетельствует о незаконности судебного акта.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу в„– А40-112090/2016 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.В.БУЯНОВА

Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
Ю.Л.МАТЮШЕНКОВА


------------------------------------------------------------------