По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2016 N Ф05-7069/2016 по делу N А41-85532/15
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, обязании выдать разрешение на строительство объекта.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обстоятельств, которые могли бы исключать выдачу обществу разрешения на строительство административного здания, не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. по делу в„– А41-85532/15
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Вотинова М.П., доверенность от 11.01.2016;
от заинтересованного лица: Черненко А.М., доверенность от 30.12.2015;
рассмотрев 02 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Минмособлстроя
на решение от 04 февраля 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 30 марта 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-85532/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технопарк Софьино" (ОГРН: 1125040005551)
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство
к Министерству строительного комплекса Московской области (ОГРН: 1037739058653),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Технопарк Софьино" (далее - ООО "Технопарк Софьино", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Минмособлстрой, министерство), в котором просило:
- признать незаконным решение министерства от 23.09.2015 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Административное здание";
- обязать министерство выдать обществу разрешение на строительство данного объекта на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0000000:149350, расположенном по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2016 года заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство строительного комплекса Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Постановлением Правительства Московской области от 29.04.2014 в„– 298/14 утвержден Проект планировки территории для строительства логистического технопарка "Софьино" в сельском поселении Софьинское Раменского муниципального района Московской области.
Согласно пункту 2.2 данного Проекта, на территории проекта планировки площадью 133,9 га предполагается разместить здания складского, административно-вспомогательного назначения, здания и сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры:
- 20 складских корпусов общей площадью 815,37 тыс. кв. м, в том числе складские помещения - 762,85 тыс. кв. м, административно-бытовые помещения - 52,52 тыс. кв. м;
- два административных здания общей площадью - 1,41 тыс. кв. м;
- три контрольно-пропускных пункта общей площадью - 0,11 тыс. кв. м;
- три объекта придорожного автосервиса общей площадью - 1,71 тыс. кв. м;
- здания и сооружения инженерной инфраструктуры (котельная, водозаборный узел, очистные сооружения хозбытовой и ливневой канализации, трансформаторные подстанции и др.);
- здания и сооружения транспортной инфраструктуры (гараж, стоянка для уборочной техники, стоянка для грузового автотранспорта).
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:149350, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под производственно-складской комплекс, общей площадью 717088 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, принадлежит на праве собственности обществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2014.
На данный земельный участок постановлением администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация) от 31.12.2014 в„– 4554 утвержден градостроительный план в„– RU50525000-GPU075714 (далее - ГПЗУ).
Общество 09.09.2015 обратилось в министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Административное здание" на этом земельном участке.
В ответ на указанное заявление 23.09.2015 министерство приняло решение об отказе (в виде уведомления) в выдаче разрешения на строительство административного здания, сославшись на несоответствие представленных документов требованиям ГПЗУ (в части вида разрешенного использования), а также в связи с тем, что заявление подано на административное здание, проектная документация и положительное заключение экспертизы требуют выделение этапов.
Не согласившись с данным отказом министерства, общество 23.10.2015 оспорило его в судебном порядке.
Федеральным законом от 27.05.2014 в„– 136-ФЗ статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена частью 1.2, предусматривающей следующие положения: Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 в„– 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по выдаче разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений.
В соответствии с частью 2 статьи 6 данного Закона в„– 106/2014-ОЗ, его положения, предусмотренные пунктом 6 части 3 статьи 2, вступили в силу с 01.01.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на его выдачу орган с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающих документов на земельный участок;
2) градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалов, содержащихся в проектной документации:
а) пояснительной записки;
б) схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схем, отображающих архитектурные решения;
д) сведений об инженерном оборудовании, сводного план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проекта организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса;
5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса);
6) согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, отказывает в выдаче соответствующего разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество представило полный комплект документов, что не оспаривается министерством.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:149350 имеет вид разрешенного использования "под производственно-складской комплекс".
Согласно пункту 2.2 ГПЗУ (Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке. Назначение объекта капитального строительства) указан производственно-складской комплекс. Пунктом 2.2.1 ГПЗУ указано размер, площадь объекта строительства на земельном участке определить проектом. Согласно пунктам 2.2.2, 2.2.3 ГПЗУ предельное количество этажей, предельная высота зданий, строений, сооружений, максимальный процент застройки в границах земельного участка не установлены.
Согласно утвержденному проекту планировки территории для строительства логистического технопарка "Софьино" на территории предполагается размещение в числе прочего двух административных зданий.
При таких обстоятельствах указание министерства в оспариваемом отказе на несоответствие представленных документов требованиям ГПЗУ (в части вида разрешенного использования) является необоснованным.
Ссылка министерства на то, что вид разрешенного использования земельного участка "под производственно-складской комплекс" не предусматривает размещение гостиницы, отклоняется хотя бы потому, что в данном случае общество просило министерство выдать разрешение на строительство административного здания, а не гостиницы.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно части 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
Согласно пункту 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 в„– 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам. Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства. В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Со ссылкой на эти положения министерство заявило, что положительное заключение государственной экспертизы от 26.03.2015 в„– 50-1-4-0176-15 выдано относительно проектной документации, разработанной на производственно-складской комплекс, в которой отдельные этапы строительства не выделены.
Вместе с тем это утверждение министерства не соответствует содержанию данного положительного заключения государственной экспертизы, которое выдано на административное здание. В этом заключении прямо указано, что предметом государственной экспертизы является проектная документация объекта административного здания, а из текста положительного заключения государственной экспертизы следует, что проектная документации административного здания исследована и ее соответствие требованиям действующих технических регламентов, нормативных технических документов и требованиям к содержанию ее разделов (раздел Г "Выводы по результатам рассмотрения": страница 21 положительного заключения).
Кроме того, как указало само министерство, пояснительная записка (раздел 1 проектной документации) представлена именно на это административное здание.
Положительное заключение государственной экспертизы, представленное обществом в министерство вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта, удостоверяет соответствие проектной документации на административное здание требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельств, которые могли бы исключать выдачу обществу разрешения на строительство упомянутого административного здания, судами не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2016 года по делу в„– А41-85532/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Минмособлстроя - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------