По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2016 N Ф05-6750/2016 по делу N А40-51603/2015
Требование: О признании незаконными требования уполномоченного органа о демонтаже конструкций, действий должностных лиц по демонтажу конструкций.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку демонтаж не был осуществлен предпринимателем добровольно, поэтому должностными лицами были выполнены мероприятия по пресечению фактов нецелевого использования земельного участка, незаконно установленные объекты были демонтированы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. по делу в„– А40-51603/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ИП Мариамова А.С. - Герасимов И.М. доверенность от 21 сентября 2015 года,
от заинтересованного лица: Префектура САО г. Москвы - Светлова Е.В. доверенность от 03 сентября 2015 года в„– 6-5-16-452/5,
Гл. специалист префектуры Миронов Р.И. - извещено, представитель не явился,
ГБУ "Автомобильные дороги САО" - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Управа района Восточное Дегунино - извещено, представитель не явился,
ДГИ г. Москвы - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 26 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ИП Мариамова А.С.
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 05 ноября 2015 года,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 февраля 2016 года,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению ИП Мариамова А.С.
о признании незаконными действия
к Главному специалисту Префектуры САО г. Москвы Миронову Р.И., ГБУ "Автомобильные дороги САО", Префектуре САО г. Москвы,
третьи лица: Управа района Восточное Дегунино г. Москвы, ДГИ г. Москвы,
установил:
ИП Мариамов Алан Садулович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании требования Префектуры САО г. Москвы, главного специалиста Префектуры САО г. Москвы Миронова Р.И., предъявленного в административном (внесудебном) порядке о демонтаже (сносе) конструкций (строений), расположенных по адресу: Москва, ул. Дубнинская, 79Б, незаконным.
Также предприниматель просил признать действия Префектуры САО г. Москвы, главного специалиста Префектуры САО г. Москвы Миронова Р.И., ГБУ "Автомобильные дороги Северного административного округа" по демонтажу (сносу) конструкций (строений), расположенных по адресу: Москва, ул. Дубнинская, 79Б, осуществленному 14 апреля 2015 года, не соответствующими закону, нарушающими права и законные интересы заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемых действий по демонтажу (сносу) конструкций (строений).
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель префектуры возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Гл. специалист префектуры Миронов Р.И., ГБУ "Автомобильные дороги САО", Управа района Восточное Дегунино, ДГИ г. Москвы, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, 18 марта 2014 года между Департаментом городского имущества города Москвы, именуемым - "Арендодатель", и гр. Мариамовым А.С. именуемым -"Арендатор" был заключен договор в„– М-09-044597 аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельному участке кадастровый номер 77:09:0002006:2426, имеющего адресный ориентир: Москва, улица Дубнинская, вл. 79Б, стр. 2,3.5,6, предоставляемого в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации зданий административно-производственного назначения. Срок действия Договора - до 30 января 2063 года.
ГБУ "Автомобильные дороги САО" на основании распоряжения Префектуры САО г. Москвы от 30 января 2014 года в„– 74, вынесенного в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года в„– 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", 20 апреля 2015 года осуществлен демонтаж объекта, расположенного на данном земельном участке.
Посчитав распоряжение префектуры, а также действия по демонтажу объекта, предприниматель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года в„– 819-ПП (далее по тексту - Положение) признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков являются: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Согласно пункту 3.3.2 Положения в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
Префектура соответствующего административного округа города Москвы, в силу пункта 4.1.1 Положения, в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, на дату сноса спорных пристроек) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено судами, земельный участок, расположенный по адресу: город Москва, ул. Дубнинская, вл. 79Б, стр. 2, 3, 5, 6 на котором находились спорные строения, отвечает признакам незаконного (нецелевого) использования земельных участков, перечисленным в Постановлении Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года в„– 819-ПП. Факт подтвержден актом осмотра земельного участка, составленного Госинспекцией по недвижимости 03 декабря 2014 года.
Управа района Восточное Дегунино г. Москвы Письмом от 02 февраля 2015 года известила предпринимателя о мероприятиях по освобождению земельного участка от незаконно установленных строений и предложила предпринимателю принять меры по освобождению сносимых объектов от личного имущества.
Префектура САО г. Москвы Письмом от 05 марта 2015 года установила предпринимателю срок для добровольного демонтажа объектов - до 19 марта 2015 года, указав, что в случае невыполнения демонтажа в установленный срок, демонтаж будет произведен в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года в„– 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы".
Факты получения указанных извещений предпринимателем не оспариваются.
Поскольку демонтаж не был осуществлен предпринимателем добровольно, 16 апреля 2015 года сотрудниками Департамента региональной безопасности города Москвы и полиции префектурой САО были выполнены мероприятия по пресечению фактов нецелевого использования земельного участка, незаконные установленные объекты были демонтированы.
Доводы жалобы о незаконности предъявленного требования в административном (внесудебном) порядке о демонтаже (сносе) конструкций (строений), отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку предпринимателем не представлено доказательств того, что спорные пристройки являются недвижимым имуществом, как и не представлено доказательств законного возведения объектов и их государственной регистрации права на спорные пристройки.
На основании изложенного, выводы судов о законности оспариваемого требования, а также действий по демонтажу, являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 ноября 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года по делу в„– А40-51603/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
------------------------------------------------------------------