Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.05.2016 N Ф05-5756/2016 по делу N А41-37277/15
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа.
Обстоятельства: Регистрирующим органом было отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, поскольку в заявлениях не указано основание возникновения права собственности на участки; в кадастровых паспортах отсутствуют сведения о нахождении на земельных участках объектов, входящих в единую систему газоснабжения; документы, подтверждающие, что земельные участки заняты объектами единой системы газоснабжения, не представлены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 г. по делу в„– А41-37277/15

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: Ремизова В.М. (дов. в„– 81/Д-07 от 17.03.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Темишева А.Х. (дов. в„– 467-Д от 16.12.2015 г.);
от третьего лица ООО "Газпром Трансгаз Москва": Казаковой Н.П. (дов. в„– 857 от 05.12.2015 г.), Ахмедовой Н.Ш. (дов. в„– 120 от 28.01.2016 г.);
от третьего лица Белоусовское линейное производственное управление магистральных газопроводов: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Волоколамского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Можайского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Лотошинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 19-26 мая 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2015 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2016 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-37277/15
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143403, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконными отказов и обязании произвести государственную регистрацию,
третьи лица: Публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518; 117997, город Москва, ул. Наметкина, д. 16); Администрация Волоколамского муниципального района Московской области (ОГРН 1025000845814; 143600, Московская область, г. Волоколамск, ул. Революционная, д. 5); Администрация Можайского муниципального района Московской области (ОГРН 1025003472097; 143200, Московская область, г. Можайск, ул. Московская, д. 15); Администрация Лотошинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025007373995; 143800, Московская область, район Лотошинский, рабочий поселок Лотошино, ул. Центральная, д. 18); Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области (ОГРН 1035005901820; 143300, Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова, д. 2); Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143960, Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 54),

установил:

на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 50:07:0000000:20839, 50:07:0070207:1003, 50:07:0070207:1006, 50:07:0070207:1007, 50:07:0070207:1004, 50:07:0030401:3037, 50:07:0070505:109, 50:18:0080305:56, 50:02:0010209:78, 50:18:0000000:99, 50:07:0000000:20845, 50:07:0030504:192, 50:07:0000000:20811, 50:07:0020504:337, 50:07:0020405:362, 50:07:0000000:20837, 50:07:0000000:20838, 50:07:0030504:191, 50:07:0070508:221, 50:07:0000000:20840, 50:07:0070108:345, 50:07:0000000:20850, 50:18:0000000:100, 50:02:0020107:4, 50:02:0000000:31, 50:18:0090106:22, 50:18:0090106:23, 50:18:0080422:74, 50:26:0030904:1, 50:18:0000000:98, 50:18:0070452:41 располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Газпром" (ООО "Газпром трансгаз Москва").
Факт расположения данных объектов недвижимости на спорных земельных участках подтверждается кадастровыми выписками в отношении земельных участков, кадастровыми паспортами на объекты недвижимости, землеустроительными делами в отношении спорных земельных участков.
28 октября 2014 г. и 12 ноября 2014 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заявитель) направил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Из сообщений об отказе в государственной регистрации от 15 декабря 2014 г. в„– 00/001/2014-10074, в„– 00/001/2014-10098, в„– 00/001/2014-10102, в„– 00/001/2014-10053, в„– 00/001/2014-10070, в„– 00/001/2014-10076, в„– 00/001/2014-10081, в„– 00/001/2014-10084, в„– 00/001/2014-10089, в„– 00/001/2014-10091, в„– 00/001/2014-10062, в„– 00/001/2014-10061, от 29 декабря 2014 г. в„– 00/001/2014-12091, в„– 00/001/2014-12089, в„– 00/001/2014-12090, в„– 00/001/2014-12092, в„– 00/001/2014-12085, в„– 00/001/2014-12097, в„– 00/001/2014-12098, в„– 00/001/2014-12086, в„– 00/001/2014-12088, в„– 00/001/2014-12049, в„– 00/001/2014-12061, в„– 00/001/2014-12063, в„– 00/001/2014-12066, в„– 00/001/2014-12078, в„– 00/001/2014-12079, в„– 00/001/2014-12080, в„– 00/001/2014-12082, в„– 00/001/2014-12084, в„– 00/001/2014-12085 следует, что заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, поскольку в заявлениях не указано основание возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки; в кадастровых паспортах земельных участков отсутствуют сведения о нахождении на земельных участках объектов, входящих в единую систему газоснабжения; документы, подтверждающие, что земельные участки заняты объектами единой системы газоснабжения, находящимися в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством форме и порядке на государственную регистрацию не представлены.
Считая свои права нарушенными, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными отказы в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, оформленные сообщениями об отказе в государственной регистрации права от 15 декабря 2014 г. в„– 00/001/2014-10074, в„– 00/001/2014-10098, в„– 00/001/2014-10102, в„– 00/001/2014-10053, в„– 00/001/2014-10070, в„– 00/001/2014-10076, в„– 00/001/2014-10081, в„– 00/001/2014-10084, в„– 00/001/2014-10089, в„– 00/001/2014-10091, в„– 00/001/2014-10062, в„– 00/001/2014-10061, от 29 декабря 2014 г. в„– 00/001/2014-12091, в„– 00/001/2014-12089, в„– 00/001/2014-12090, в„– 00/001/2014-12092, в„– 00/001/2014-12085, в„– 00/001/2014-12097, в„– 00/001/2014-12098, в„– 00/001/2014-12086, в„– 00/001/2014-12088, в„– 00/001/2014-12049, в„– 00/001/2014-12061, в„– 00/001/2014-12063, в„– 00/001/2014-12066, в„– 00/001/2014-12078, в„– 00/001/2014-12079, в„– 00/001/2014-12080, в„– 00/001/2014-12082, в„– 00/001/2014-12084, в„– 00/001/2014-12085, в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером 50:07:0000000:20839, площадью 33 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Осташевское;
- с кадастровым номером 50:07:0070207:1003, площадью 595 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское, д. Клишино;
- с кадастровым номером 50:07:0070207:1006, площадью 85 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское, д. Клишино;
- с кадастровым номером 50:07:0070207:1007, площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское, д. Клишино;
- с кадастровым номером 50:07:0070207:1004, площадью 16 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район;
- с кадастровым номером 50:07:0030401:3037, площадью 1028 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Волоколамск, г. Волоколамск;
- с кадастровым номером 50:07:0070505:109, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район;
- с кадастровым номером 50:18:0080305:56, площадью 1117 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, с/о Кожуховский, вблизи д. Кожухово;
- с кадастровым номером 50:02:0010209:78, площадью 919 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Лотошинский район, с. Микулино;
- с кадастровым номером 50:18:0000000:99, площадью 15 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, с.о. Борисовский, д. Язево;
- с кадастровым номером 50:07:0000000:20845, площадью 201 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Ярополецкое;
- с кадастровым номером 50:07:0030504:192, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Ярополецкое;
- с кадастровым номером 50:07:0000000:20811, площадью 123 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район;
- с кадастровым номером 50:07:0020504:337, площадью 316 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район;
- с кадастровым номером 50:07:0020405:362, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Осташевское;
- с кадастровым номером 50:07:0000000:20837, площадью 8 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское;
- с кадастровым номером 50:07:0000000:20838, площадью 64 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское;
- с кадастровым номером 50:07:0030504:191, площадью 34 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Ярополецкое;
- с кадастровым номером 50:07:0070508:221, площадью 27 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Осташевское;
- с кадастровым номером 50:07:0000000:20840, площадью 8 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Осташевское;
- с кадастровым номером 50:07:0070108:345, площадью 16 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Спасское;
- с кадастровым номером 50:07:0000000:20850, площадью 88 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Ярополецкое;
- с кадастровым номером 50:18:0000000:100, площадью 991 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, сельское поселение Ямской, вблизи д. Утицы;
- с кадастровым номером 50:02:0020107:4, площадью 710 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Лотошинский район;
- с кадастровым номером 50:02:0000000:31, площадью 760 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Лотошинский район;
- с кадастровым номером 50:18:0090106:22, площадью 834 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, сельское поселение Ямской, д. Знаменка;
- с кадастровым номером 50:18:0090106:23, площадью 1111 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, сельское поселение Ямской, д. Знаменка;
- с кадастровым номером 50:18:0080422:74, площадью 1119 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, сельское поселение Борисовский, вблизи д. Бугайлово;
- с кадастровым номером 50:26:0030904:1, площадью 1848 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Верея, вблизи д. Лужки;
- с кадастровым номером 50:18:0000000:98, площадью 776 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, сельское поселение Борисовский, вблизи д. Язево;
- с кадастровым номером 50:18:0070452:41, площадью 145 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, с/о Клементьевский, вблизи с. Клементьево и обязании Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2016 г., заявленные требования удовлетворены в части, за исключением требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0030904:1, площадью 1 848 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Верея, вблизи д. Лужки. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром Трансгаз Москва", Белоусовское линейное производственное управление магистральных газопроводов, Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области, Администрация Лотошинского муниципального района Московской области, Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал против ее удовлетворения. Представитель ООО "Газпром Трансгаз Москвы" с доводами кассационной жалобы согласился.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда кассационной инстанции 19 мая 2016 г. объявлялся перерыв до 26 мая 2016 г. 09 часов 40 минут.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суды исходили из тех обстоятельств, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0030904:1, площадью 1 848 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Верея, вблизи д. Лужки, заявителем не представлены доказательства, обосновывающие, что для использования объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке необходима вся площадь земельного участка, т.е. не представлены доказательства, что право собственности Российской Федерации возникло на всю площадь земельного участка.
При этом судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0030904:1, площадью 1 848 кв. м, располагается объект единой системы газоснабжения - дом линейного ремонтника д. Лужки, общей площадью 51,6 кв. м, а доказательств того, что на указанном земельном участке располагаются иные объекты недвижимого имущества, входящие в единую систему газоснабжения, заявителем не представлено, так же как и доказательств того, что указанный земельный участок необходим для использования объектов единой системы газоснабжения, расположенных в непосредственной близости к нему.
Суд кассационной не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 указанного закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении в Российской Федерации) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении в Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 названного Закона федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении в Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как установлено судами, на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0030904:1, площадью 1 848 кв. м, располагается дом линейного ремонтника д. Лужки, общей площадью 51,6 кв. м.
Указанный объект принадлежит на праве собственности ООО "Газпром Трансгаз Москва" и ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НД в„– 377264, и используется для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Таким образом, спорный земельный участок относится к землям, занятыми федеральными энергетическими системы.
Для государственной регистрации права собственности Российской Федерации были представлены, в том числе свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости, кадастровый паспорт на земельный участок.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в указанных размерах.
Указывая на несоразмерность площади земельного участка находящегося на нем объекта недвижимого имущества, используемого для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суды не учли, что Закон о государственной регистрации прав не предусматривает такого основания для отказа в государственной регистрации права.
Кроме того, указанное судами основание не было приведено в обжалуемом отказе Управления Росреестра по Московской области.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной полагает, что у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
В части удовлетворения заявленных требований в кассационной жалобе каких-либо доводов не приведено.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2016 г. по делу в„– А41-37277/15 отменить в части требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0030904:1, площадью 1 848 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г/п Верея, вблизи д. Лужки (вх. в„– 00/001/2014-10091 от 28 октября 2014 г.).
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0030904:1, площадью 1 848 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г/п Верея, вблизи д. Лужки (вх. в„– 00/001/2014-10091 от 28 октября 2014 г.).
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2016 г. по делу в„– А41-37277/15 оставить без изменения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------