По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.05.2016 N Ф05-6595/2016 по делу N А41-29279/15
Требование: Об истребовании участка из чужого незаконного владения.
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчиком осуществляется незаконное использование земель лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу в„– А41-29279/15
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: Короткова А.В. (дов. в„– 27Дов-375 от 22.12.2015 г.);
от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: Тимошовой И.Ю. (дов. в„– ЕП/07-3231 от 25.04.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Луховицкий 1": Ганеевой Е.В. (дов. от 27.07.2015 г.);
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: Ибрагимова А.М. (дов. в„– ИВ-01-28/1616 от 16.02.2016 г.);
рассмотрев 18 мая 2016 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 г.,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2016 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-29279/15
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1), Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Луховицкий 1" (ОГРН 1075072001025; 140530, Московская область, Луховицкий район, п. Сельхозтехника)
об истребовании участка из чужого незаконного владения,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1); Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19),
установил:
согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 11 августа 2003 г., от 23 декабря 2011 г. и договору купли-продажи от 21 ноября 2011 г. в„– 1 земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:10 (предыдущий кадастровый номер 50:35:9999999:10) был приобретен обществом с ограниченной ответственностью "Луховицкий 1" (далее - ООО "Луховицкий 1", общество, ответчик) у сельскохозяйственного производственного кооператива "Красный Октябрь" (далее - СПК "Красный Октябрь").
СПК "Красный Октябрь" земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:10 был приобретен в порядке приватизации 11 августа 2003 г.
Земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:10 был поставлен на кадастровый учет 15 мая 1994 г., его границы были определены в установленном законом порядке, пересечений с другими участками не имелось.
Земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:334 был сформирован в границах земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:10.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:334 от 02 июня 2015 г. указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 19 декабря 2011 г., его границы определены в установленном законом порядке, пересечение границ данного участка с другими земельными участками не имелось.
В ходе обследования земель лесного фонда установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:334 частично накладывается на земли лесного фонда квартала 1, таксационном выделе 40 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения составляет 10 357,25 кв. м.
На указанный участок лесного фонда зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2009 г.
Согласно кадастровому паспорту от 02 июня 2015 г. и свидетельству о государственной регистрации права от 21 февраля 2012 г. земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:334 имеет площадь 28 550 кв. м, отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Граница земельного участка с кадастровым номером установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный участок находится в собственности ООО "Луховицкий 1".
Полагая, что ООО "Луховицкий 1" осуществляется незаконное использование земель лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Луховицкий 1" об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 50:35:0010523:334, 50:35:0010523:353, 50:35:0010523:351, 50:35:0010523:421, 50:35:0010523:402, 50:35:0010523:364.
Исковое заявление Комитета лесного хозяйства Московской области было принято к производству и ему присвоен номер дела в„– А41-29279/15.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Федеральное агентство лесного хозяйства и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 г. в отдельные производства были выделены требования Комитета лесного хозяйства Московской области об истребовании из незаконного владения ООО "Луховицкий 1" земельных участков с кадастровыми номерами 50:35:0010523:353, 50:35:0010523:351, 50:35:0010523:421, 50:35:0010523:402, 50:35:0010523:364. В настоящем деле рассматривается требование об истребовании из незаконного владения ООО "Луховицкий 1" земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:334, площадью 10 357,25 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, в квартале 1 таксационном выделе 40 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" в определенных координатах.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2015 г. (с учетом определения от 25 сентября 2015 г.) ТУ Росимущество в Московской области было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соистца.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2016 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационных жалобах Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы своей кассационной жалобы, с доводами кассационной жалобы ТУ Росимущества в Московской области согласился. Представитель ТУ Росимущества в Московской области доводы своей кассационной жалобы поддержал, с кассационной жалобой Комитета лесного хозяйства Московской области согласился. Представитель Федерального агентства лесного хозяйства согласился с доводами кассационных жалоб. Представитель ООО "Луховицкий 1" против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Управления Росреестра по Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Как следует из статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В соответствии с пунктом 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление в„– 10/22), в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 4.2 Федерального закона в„– 201-ФЗ от 04 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 вышеназванного Закона в случае если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом в„– 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды указали на отсутствие доказательств отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда.
При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:334 был сформирован в границах земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:10 и поставлен на кадастровый учет 15 мая 1994 г., в то время как право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым номером 50:35:0000000:58 было зарегистрировано только 16 апреля 2009 г.
От проведения судебной землеустроительной экспертизы по настоящему делу Комитет лесного хозяйства Московской области в судебном заседании первой инстанции отказался.
Судами также сделан вывод о пропуске срока исковой давности, поскольку сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:10 (предыдущий кадастровый номер 50:35:9999999:10), в результате раздела которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:334, внесены в государственный кадастр недвижимости 15 мая 1994 г., и следовательно, с указанной даты могло быть известно о нарушении прав, в то время как в Арбитражный суд Московской области истец обратился с иском лишь в 2015 году.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2016 г. по делу в„– А41-29279/15 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.А.ДОЛГАШЕВА
------------------------------------------------------------------