Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.05.2016 N Ф05-5967/2016 по делу N А40-200029/2015
Требование: Об отмене решений об отказе в продлении срока действия лицензии и предоставлении государственных услуг.
Обстоятельства: Заявителю отказано в переоформлении лицензии на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в связи с отсутствием у него складских помещений и исключением из лицензии места нахождения обособленного подразделения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при принятии спорных решений орган исполнительной власти действовал в соответствии с законодательством РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу в„– А40-200029/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "АлкотрейД" - Михайлов А.С. доверенность от 9 февраля 2016 года,
от заинтересованного лица: Росалкогольрегулирование - Куракина А.С. доверенность от 21 декабря 2015 года в„– 47,
рассмотрев 17 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25 декабря 2015 года,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 16 марта 2016 года,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кочешковой М.В., Мухиным С.М.,
по заявлению ООО "АлкотрейД"
о признании незаконными решений Росалкогольрегулирования об отказе в продлении срока действия лицензии, об отказе в предоставлении государственных услуг,

установил:

ООО "АлкотрейД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями о признании незаконными решений Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее по тексту - Росалкогольрегулирование) от 15 сентября 2015 года в„– 0786-опт об отказе в продлении срока действия лицензии, от 18 сентября 2015 года в„– 17812/01-01 об отказе в предоставлении государственных услуг по обращению заявителя от 13 августа 2015 года в„– АЛд 13/08/2015-1, от 18 сентября 2015 года в„– 17816/01-01 об отказе в предоставлении государственной услуги по обращению заявителя от 09 сентября 2015 года в„– АлД2015/09/09-2 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2016 года, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения признаны не соответствующими закону. При этом суд обязал Росалкогольрегулирование устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения путем принятия решения о выдаче ООО "АлкотрейД" лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на 5 лет.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, решение суда незаконно и неисполнимо, поскольку в силу закона не представляется возможным продлить срок действия лицензии лицензиату, предоставившему недостоверные сведения и не соответствующему лицензионным требованиям и условиям, а также невозможно внести изменения в лицензию, срок действия которой истек. Суд обязал Росалкогольрегулирование выдать ООО "АлкотрейД" новую лицензию, тогда как организация обращалась в Росалкогольрегулированием с заявлением о продлении срока действия лицензии, а не на выдачу новой лицензии. Результатом рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии согласно пункту 17 статьи 19 Федерального закона в„– 171-ФЗ является принятие лицензирующим органом рассматривавшим данное заявление, решения о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии. Иного результата рассмотрения вышеуказанного заявления законодательством не предусмотрено. Оспариваемыми судебными актами, суды, не имея на то полномочий, практически ограничили правоспособность лицензиата, вопреки положениям Закона и желанию самого заявителя, а также освободили лицензиата от соблюдения норм действующего законодательства, обязательного для лиц, осуществляющих аналогичный лицензируемый вид деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "АлкотрейД", в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "АлкотрейД" обладая лицензией РА 000950 в„– 603АП0002253 от 15 ноября 2013 года на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, сроком действия до 31 августа 2015 года, обратилось в лицензирующий орган с заявлением от 13 августа 2015 года в„– Алд13/08/2015-1 о продлении срока действия указанной лицензии на 5 лет. При обращении не представлено надлежащих и достаточных документов, а именно не представлено доказательств уплаты государственной пошлины в установленном законом размере.
При повторном обращении с уточненным заявлением 25 августа 2015 года представлен полный пакет документов, уплачена госпошлина.
ООО "АлкотрейД", в связи с истечением срока действия лицензии 31 августа 2015 года направлено 9 сентября 2015 года заявление о переоформлении лицензии в связи с окончанием срока аренды склада.
Росалкогольрегулированием принято решение от 15 сентября 2015 года в„– 0786-опт об отказе в продлении срока действия лицензии, в связи с несоответствием организации лицензионным требованиям, а именно отсутствие у организации складских помещений по заявленному адресу: 180004, Псковская обл., г. Псков, ул. 2-я Песочная, 50, склады, корпус 3. В качестве основания принятия решения указано на акт проверки Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от 09 сентября 2015 года в„– у2-а403/12о проведении внеплановой выездной проверки.
Суды первой и апелляционной инстанций проверяя законность указанного решения исходили из того, что порядок и срок для подачи заявления о продлении срока действия оспариваемой лицензии Обществом были соблюдены. Между тем, указанные обстоятельства не были предметом спора, основанием для отказа в продлении срока действия лицензии от 15 ноября 2013 года РА 000950 в„– 603АП0002253 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, послужило отсутствие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более по месту нахождения обособленного подразделения (склада): 180004, Псковская обл., г. Псков, ул. 2-я Песочная, 50, склады, корпус 3, литер Д, помещение в„– 1001 (S = 260,3 кв. м). Факт отсутствия складского помещения по указанному адресу установлен, сторонами не оспаривается.
Выводы судов ошибочны, основаны на неправильном применении норм материального права.
Порядок выдачи лицензий определен статьей 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27 декабря 2013 года в„– 335 (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно положениям пункта 17 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" по результатам рассмотрения заявления о продлении действия лицензии лицензирующий орган принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, т.е. при продлении действия лицензии применяются нормы, регулирующие порядок выдачи соответственных лицензий.
Срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата, но не более чем на пять лет.
Согласно пункту 53 Административного регламента началом административной процедуры по рассмотрению заявления о выдаче лицензии является поступление указанного заявления, заполненного по форме Приложения в„– 2, и прилагаемых к нему в соответствии с пунктами 14 - 18 настоящего Административного регламента документов в структурное подразделение Росалкогольрегулирования, ответственное за предоставление государственной услуги.
В соответствии с пунктом 111 Административного регламента началом административной процедуры по рассмотрению заявления о продлении срока действия лицензии является получение указанного заявления, заполненного по форме Приложения в„– 6, и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 23 настоящего Административного регламента документов структурным подразделением Росалкогольрегулирования, ответственным за предоставление государственной услуги.
Заявитель обращается с заявлением о продлении срока действия лицензии не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.
В случае поступления заявления о продлении срока действия лицензии в Росалкогольрегулирование после истечения срока ее действия, такое заявление рассмотрению не подлежит.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Административным регламентом Росалкогольрегулированием проведена экспертиза представленных с заявлением документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, лицензирующим органом проводятся, в том числе документарные проверки. При этом основанием для проведения проверки соискателя лицензии является представление в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии.
Росалкогольрегулированием на основании пунктов 2, 3, 4 статьи 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" проведена документарная проверка в целях оценки достоверности содержащихся в представленных документах Заявителя сведений и оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона в„– 171-ФЗ.
В ходе рассмотрения лицензирующим органом представленных организацией документов и материалов внеплановой выездной проверки, а именно акта проверки от 09 сентября 2015 в„– у2-а403/12 установлено отсутствие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более по месту нахождения обособленного подразделения (склада): 180004, Псковская обл., г. Псков, ул. 2-я Песочная, 50, склады, корпус 3, литер Д, помещение в„– 1001 (S = 260,3 кв. м), страница 4 Акта.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения в том числе в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, приведенных в пункте 2 статьи 18 Закона организаций предоставляются документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
На основании пункта 117 Административного регламента решение лицензирующего органа об отказе в продлении срока действия лицензии принимается в случаях, предусмотренных пунктом 72 Административного регламента, содержащим основания для отказа в выдаче лицензии, а именно выявления в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации; выявления в результате проведения в период рассмотрения заявления плановой или внеплановой проверки, в том числе внеплановой выездной проверки, на соответствие деятельности заявителя лицензионным требованиям и условиям, в том числе, отсутствия производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в выдаче лицензии может быть отказано в случае несоответствия заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями в том числе статьи 11, 20 Федерального закона.
Пункт 20 статьи 19 Федерального закона гласит, что действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
На основании вышеизложенного, согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Росалкогольрегулированием обоснованно принято решение от 15 сентября 2015 года в„– 0786-опт об отказе в продлении срока действия лицензии.
Также ООО "АлкотрейД" обратилось в Росалкогольрегулирование с заявлением от 09 сентября 2015 года в„– Алд2015/09/09-2 (регистрационный номер Л-1951 от 15 сентября 2015 года о переоформлении лицензии на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции в связи с исключением из лицензии места нахождения обособленного подразделения (склада).
Суды, признавая незаконным указанное решение и указывая на отсутствие оснований к отказу в переоформлении лицензии исходили из того, что заявление от 09 сентября 2015 года в„– Алд2015/09/09-2 о переоформлении лицензии так же было подано с соблюдением порядка и сроков установленных в пунктом 13 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Указанный вывод судов также основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 12, 13, 14 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги установлены пунктом 29 Административного регламента.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 29 Административного регламента в предоставлении государственной услуги может быть отказано в случае представления документов с нарушением установленных сроков.
Согласно пункту 111 Административного регламента в случае поступления заявления о продлении срока действия лицензии в Росалкогольрегулирование после истечения срока ее действия, такое заявление рассмотрению не подлежит.
По смыслу указанных норм могут быть внесены изменения только в действующую лицензию.
Как установлено судами срок действия лицензии истек 31 августа 2015 года, заявление же о ее переоформлении подано 09 сентября 2015 года, то есть за пределами срока действия лицензии, что исключает возможность ее переоформления.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 29 Административного регламента Росалкогольрегулированием правомерно принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, о чем в адрес ООО "АлкотрейД" направлено сообщение от 18 сентября 2015 года в„– 17816/01-01. Также, решением Росалкогольрегулирования, оформленным письмом от 18 сентября 2015 года в„– 17812/01-01, по указанным основаниям отказано в предоставлении государственной услуги по обращению от 13 августа 2015 года, в связи с нарушением сроков и непредставлением документов, а именно представлением документов на оплату госпошлины в размере 3500 рублей, вместо подлежащих уплате 800 000 рублей.
Таким образом Росалкогольрегулированием при принятии оспариваемых решений соблюдены требования Федерального закона от 22 ноября 1995 года в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27 декабря 2013 года в„– 335.
При таких обстоятельствах, у судов отсутствовали основания для признания оспариваемых решений не соответствующими закону, судебные акты, принятые при неправильном применении вышеуказанных норм материального права подлежат отмене.
Поскольку фактические по делу установлены на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2016 года по делу в„– А40-200029/2015 отменить. В удовлетворении заявленных требований ООО "АлкотрейД" - отказать.
Отменить приостановление судебных актов, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2016 года по делу в„– А40-200029/2015.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------