Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2016 N Ф05-10918/2016 по делу N А40-139934/2015
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением на орган государственной власти возложена обязанность устранить нарушения бюджетного законодательства, обеспечить возврат в доход федерального бюджета ассигнований и привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов органа государственной власти. Кроме того, требования предписания исполнены в добровольном порядке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2016 г. по делу в„– А40-139934/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Губернатора Челябинской области: Савиной О.В. (дов. в„– 01/6192 от 25.09.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Счетной палаты Российской Федерации: Кузнецовой Е.А. (дов. в„– 01-4105/16-01 от 17.12.2015 г.), Захаровой В.А. (дов. в„– 01-4110/16-01 от 17.12.2015 г.);
от третьего лица Минфина Челябинской области: Грязева А.А. (дов. в„– 02/3-23/247 от 28.03.2016 г.);
от третьего лица Минфина России: не явились, извещены;
от третьего лица МЧС России: не явились, извещены;
рассмотрев 02 августа 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Губернатора Челябинской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2016 г.,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2016 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по делу в„– А40-139934/2015
по заявлению Губернатора Челябинской области
к Счетной палате Российской Федерации
о признании незаконным предписания от 09 июня 2015 г. в„– 01-14/14-03,
третьи лица: Министерство финансов Челябинской области; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

установил:

14 августа 2013 г. Правительство Челябинской области обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий средств на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах автодорожной инфраструктуры (мосты, автодороги) и систем жизнеобеспечения населения (письмо в„– 02/4141).
Законом Челябинской области от 20 декабря 2012 г. в„– 428-ЗО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в составе областного бюджета был создан резервный фонд Правительства Челябинской области по подразделу 0111 "Резервные фонды" раздела 0100 "Общегосударственные вопросы" целевой статье расходов 070 04 00 на 2013 год в размере 2 103 435 руб. 10 коп.
Председатель Правительства Челябинской области с сопроводительным письмом от 20 сентября 2013 г. за в„– 02/4908 направил в адрес МЧС России обосновывающие документы для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на поврежденных объектах автомобильных дорог Челябинской области.
Согласно представленной в МЧС России смете-заявке свободный остаток денежных средств бюджета Челябинской области по состоянию на 20 сентября 2013 г. составлял 0 руб. 00 коп.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2014 г. в„– 497-р Правительству Челябинской области были выделены бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
На основании пункта 3.12.4 плана работы Счетной палаты Российской Федерации проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выделенных в 2012 - 2013 годах и прошедшем периоде 2014 года на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кемеровской и Челябинской областях.
В ходе указанной проверки было установлено, что фактический остаток средств на едином счете бюджета Челябинской области по состоянию на 20 сентября 2013 г. составлял 3 516 626 руб. 00 коп., нераспределенный остаток бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Челябинской области по КБК 005 01 11 0700400 013 составляет 761 970 руб. 10 коп.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в акте по результатам контрольного мероприятия от 23 октября 2014 г.
29 декабря 2014 г. на основании полученных данных Счетной палатой Российской Федерации вынесено представление в„– 14-370/14-03 с предложением устранить выявленные нарушения и недостатки, а также проинформировать Счетную палату Российской Федерации о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в срок до 31 марта 2015 г.
Из представленной в Счетную палату Российской Федерации информации следует, что Правительством Челябинской области не приняты меры по возврату в доход бюджета бюджетных ассигнований.
09 июня 2015 г. Счетной палатой Российской Федерации Губернатору Челябинской области выдано предписание в„– ПП 01-14/14-03, которым предписано в срок до 31 июля 2015 г. устранить указанные факты нарушений, обеспечить возврат в доход федерального бюджета ассигнований в сумме 272 568 руб. 44 коп. и привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, Губернатор Челябинской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Счетной палате Российской Федерации о признании незаконным предписания от 09 июня 2015 г. в„– 01-14/14-03.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Губернатор Челябинской области просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Счетная палата Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов. В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Челябинской области поддерживает доводы кассационной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Губернатора Челябинской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Счетной палаты Российской Федерации против ее удовлетворения возражал. Представитель Министерства финансов Челябинской области с доводами кассационной жалобы согласился.
Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьями 2 и 13 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. в„– 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате Российской Федерации) Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), к функциям которого относится осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.
Частью 5 статьи 14 Закона о Счетной палате Российской Федерации установлено, что при проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палатой осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В рамках реализации своих полномочий Счетная палата проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.
Из пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о Счетной палате Российской Федерации следует, что в полномочия Счетной палаты входит направление по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представлений, предписаний.
При выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить органам государственной власти, иным государственным органам, руководителям иных объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Закона о Счетной палате Российской Федерации).
В случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их рассмотрения Счетная палата имеет право направлять руководителям объектов аудита (контроля) обязательные для исполнения предписания (часть 1 статьи 27 Закона о Счетной палате Российской Федерации).
Предписания Счетной палаты членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям иных объектов аудита (контроля) принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты (часть 2 статьи 27 Закона о Счетной палате Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 27 Закона о Счетной палате Российской Федерации предписание Счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.
В соответствии с частью 5 статьи 48 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 г. в„– 22-ЗО "Устав (Основной Закон) Челябинской области" Правительство области формирует и возглавляет Губернатор области.
Таким образом, Губернатор Челябинской области одновременно замещает должность председателя Правительства Челябинской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что в соответствии с пунктом 3.12.4 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год объектом проверки являлось Правительство Челябинской области.
Предписание о невыполнении представления Правительством Челябинской области согласно части 1 статьи 27 Закона о Счетной палате Российской Федерации было направлено руководителю объекта аудита (контроля).
При этом предписание создавало юридические обязанности для заявителя как руководителя Правительства Челябинской области, а не как для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В этой связи оспариваемое предписание не могло повлечь нарушение прав Губернатора Челябинской области как высшего должностного лица области.
Судами также установлено, что в настоящее время предписание исполнено заявителем в добровольном порядке, что подтверждается распоряжением Губернатора Челябинской области от 17 июля 2015 г. в„– 699-р о возврате в доход федерального бюджета требуемой суммы и платежными поручениями на общую сумму 272 568 руб. 44 коп.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Губернатор Челябинской области указывает на невозможность установления правомерности требований, содержащихся в предписании, поскольку содержание предписания не имеет самостоятельного содержания, носит отрывочный и отсылочный характер, что делает его неисполнимым.
Приведенное обстоятельство не указывает на неисполнимость оспариваемого предписания.
В предписании четко указано, какие действия надлежит совершить Губернатору Челябинской области.
При этом предписание выдано на основании представления, которым было предложено устранить выявленные нарушения и недостатки, а также информировать Счетную палату Российской Федерации о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в срок до 31 марта 2015 года, в связи с его неисполнением.
Указанное представление содержало подробное описание выявленных нарушений.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении принятые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2016 г. по делу в„– А40-139934/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Губернатора Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------