Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.03.2016 N Ф05-2603/2016 по делу N А40-40459/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, обязании выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что на земельном участке расположено четыре здания, в то время как общество документы на право собственности на четвертое здание не представило.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не является собственником всех зданий, расположенных на земельном участке, при этом владелец здания не обращался совместно с обществом за приобретением данного земельного участка в общую долевую собственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. по делу в„– А40-40459/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Старт" - Ганский М.А. доверенность от 24 февраля 2015 года в„– 15/2015,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Верясова Г.В. доверенность от 24 февраля 2015 года в„– 33-Д-804/15,
рассмотрев 29 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Старт"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 августа 2015 года,
принятое судьей Махалкиным М.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22 декабря 2015 года,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Кузнецовой Е.Е., Тихоновым А.П.,
по заявлению ОАО "Старт" (ОГРН: 1027739026699)
о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН: 1037739510423)

установил:

ОАО "Старт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений", оформленного письмами от 17 декабря 2014 года в„– 33-5-34604/14-(0)-1, в„– 33-5-34611/14-(0)-1 и в„– 33-5-34615/14-(0)-1 и обязании выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемого отказа.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель департамента возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ОАО "Старт" с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:03:03017:020 в собственность Департамент городского имущества г. Москвы письмами от 17 декабря 2014 года отказал в предоставлении государственной услуги, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 77:03:03017:020 расположено четыре здания, в то время как общество документов на право собственности на четвертое здание не представило.
В связи с этим департамент предложил обществу в целях уточнения границ участка, а также приведения его адреса и вида разрешенного использования в соответствие с его фактическим использованием, обратиться в службу "одного окна" с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в рамках административного регламента, утвержденного пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 года в„– 199-ПП (далее - административный регламент).
Полагая, что указанное решение (отказ) принято незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, пришли к выводу о законности оспариваемого отказа.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как установлено судами, на земельном участке с кадастровым номером 77:03:03017:020 расположены 4 здания.
ООО "Старт" является собственником 3-х зданий, площадью 10937,3 кв. м (кадастровый номер 77:03:0003017:1119), 283 кв. м (кадастровый номер 77:03:0003017:1146) и 84,7 кв. м (кадастровый номер 77:03:0003017:1147) по адресу: г. Москва, ул. Вильяминовская, д. 9, корпуса 1, 3 и 4, соответственно.
Для эксплуатации этих зданий, а также здания площадью 5078,2 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Вильяминовская, д. 9, корпус 2, ООО "Старт" на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 31 января 2005 года в„– М-03-024070, заключенного с городом Москва, был предоставлен в аренду на срок до 28 декабря 2029 года земельный участок площадью 5599 кв. м с кадастровым номером 77:03:03017:020.
По данным департамента в границах испрашиваемого земельного участка также расположено здание общей площадью 6113,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 9.
При обращении в департамент с заявлением, общество документов на право собственности на указанное четвертое здание не представляло.
Таким образом, поскольку общество не является собственником всех зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:03:03017:020, а владелец (владельцы) здания по адресу: г. Москва, ул. Вильяминовская, д. 9, корпус 2, не обращался совместно с истцом за приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, департамент обоснованно отказал в предоставлении в собственность данного земельного участка.
Довод жалобы о том, что департамент в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений) должен был утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении каждого здания, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку общество в службу "одного окна" департамента с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в рамках административного регламента, не обращалось.
На основании изложенного, вывод судов о законности оспариваемого отказа, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 года по делу в„– А40-40459/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
Е.А.АНАНЬИНА


------------------------------------------------------------------