Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2016 N Ф05-4064/2016 по делу N А41-43584/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за представление таможенному органу при декларировании недействительного сертификата соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу в„– А41-43584/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Ай Си Эл Групп": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Минераловодской таможни: не явились, извещены;
рассмотрев 12 мая 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ай Си Эл Групп"
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2015 г.,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 г.,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.А., Иевлевым П.А.,
по делу в„– А41-43584/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп"
(ОГРН 1105029012868; 141006, Московская область, г. Мытищи, ул. Хлебозаводская, д. 6)
к Минераловодской таможне (ОГРН 1022601456459; 357200, Ставропольский край, г. Минеральные воды, ул. Советская, д. 150)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в„– 10802000-1087/2014 от 12 мая 2015 г.,

установил:

29 мая 2012 г. между индивидуальным предпринимателем Адаловым Адалом Джамалутдиновичем (далее - ИП Адалов А.Д.) и обществом с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп" (далее - ООО "Ай Си Эл Групп", общество, заявитель) был заключен договор в„– МХЛ/115/12 на организацию таможенного оформления товаров, поступивших в адрес ИП Адалова А.Д.
24 июля 2013 г. с целью осуществления таможенных операций, сопряженных с декларированием поступивших товаров, ООО "Ай Си Эл Групп" на Минераловодский таможенный пост (центр электронного декларирования) была подана таможенная декларация (далее - ДТ) в„– 10802070/240713/0003130 на товар - настенные покрытия - обои, тисненные в рулонах, покрытие с одной стороны рельефным полимером с содержанием флизелина (с содержанием целлюлоз, волокон 70-75%), изготовлены в 2013 году.
В ходе проведения таможенного контроля рассмотрен вопрос о необходимости подтверждения соответствия установленным требованиям поступившего в адрес предпринимателя товара.
В качестве подтверждающего соблюдение запретов и ограничений документа к ДТ в„– 10802070/240713/0003130 представлена декларация о соответствии требованиям обязательной сертификации в системе от 25 декабря 2012 г. ГОСТ Р-РОСС UA.АИ14.Д06234 со сроком действия до 24 декабря 2015 г., а также сертификат соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности от 02 июня 2011 г. в„– C-UA.ПБ09.B.00060 со сроком действия до 01 июня 2016 г.
В ходе проведения таможенного контроля установлено, что предприниматель подал в орган по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья" заявку от 12 мая 2011 г. в„– 92/3-ТР на проведение работ по подтверждению соответствия (сертификации) продукции требованиям пожарной безопасности.
На основании поступившей из Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России информации (письмо ФТС России от 29 мая 2014 г. в„– 14-82/24797) установлено, что сертификат соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности от 02 июня 2011 г. в„– C-UA.ПБ09.B.00060, с 12 сентября 2012 г. значится в Едином реестре сертификатов соответствия, размещенном на официальном сайте Росаккредитации, со статусом "аннулирован".
С целью установления факта аннулирования сертификата соответствия в„– C-UA.ПБ09.B.00060 таможня направила запрос в орган по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья".
Как следует из ответа органа по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья", после получения всех необходимых документов от предпринимателя, сертификат был оформлен. Экземпляр в виде копии сертификата направлен предпринимателю по электронному адресу, указанному предпринимателем в заявке от 12 июня 2011 г. в„– 92/3-ТР. Оригинал сертификата предприниматель в органе по сертификации не получал.
Проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в соответствии с графиком было запланировано на июнь 2012 г.
С июня по сентябрь 2012 г. держателю сертификата на электронную почту периодически направлялись письма о необходимости проведения инспекционного контроля, совершались телефонные звонки по указанному предпринимателем телефонному номеру, но ответы не поступали.
12 сентября 2012 г. в связи с непредставлением возможности проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в сроки, установленные аккредитованным органом по сертификации, на основании решения, принятого АНО "Пожарные Подмосковья" от 12 сентября 2012 г. в„– 60, сертификат соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности в„– C-UA.ПБ09.B.00060 был аннулирован.
В ходе полученного от сотрудника органа по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья" объяснения установлено, что органом предпринимались меры по доведению информации об отмене действия сертификата соответствия в„– C-11A.ПБ09.B.00060 по каналам связи указанным предпринимателем в заявке на сертификацию (адрес регистрации, электронная почта, номер телефона). Взамен аннулированного сертификата соответствия от 02 июня 2011 г. в„– C-UA.ПБ09.B.00060 другой сертификат соответствия предпринимателю не выдавался.
Приведенные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в„– 10802000-1087/2014 в отношении ООО "Ай Си Эл Групп" по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту представления таможенному органу при декларировании недействительного сертификата соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности.
На основании полученных данных 29 апреля 2015 г. в отношении ООО "Ай Си Эл Групп" составлен протокол об административном правонарушении в„– 10802000-1087/2014, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Минераловодской таможни по делу об административном правонарушении в„– 10802000-1087/2014 от 12 мая 2015 г. ООО "Ай Си Эл Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 110 000 руб. 00 коп., без конфискации предмета административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Ай Си Эл Групп" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минераловодской таможне о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ай Си Эл Групп" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие вины общества в совершении административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу от Минераловодской таможни не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 15 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
На основании части 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с положениями пунктов 15 и 17 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. в„– 257, в графе 54 основного и в строке под графами добавочных листов декларации на товары (ДТ) лицо, составившее ДТ, проставляет свою подпись, дату составления ДТ и удостоверяет сведения, заявленные в ДТ, проставлением печати декларанта или таможенного представителя.
Следовательно, за достоверность заявленных в таможенной декларации сведений отвечает лицо, ее составившее.
Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации (а равно заявления) должна сопровождаться представлением в таможенный орган следующих документов: документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иных документов, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иных коммерческих документов, имеющихся в распоряжении декларанта; транспортных (перевозочных) документов; документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений; документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документов, подтверждающих страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом; документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документов, подтверждающих уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документов, подтверждающих изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документа о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства Международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При этом согласно части 1 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантами могут быть лица государства - члена таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
В силу статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. в„– 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, наряду с другими относятся: сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Под декларированием соответствия Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) понимает форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с абзацем 6 статьи 2 Закона о техническом регулировании декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
В силу пункта 1 статьи 29 Закона о техническом регулировании для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона о техническом регулировании. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. в„– 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.
В пункте 22 Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, определен товар "Строительные материалы и изделия".
Обои виниловые и текстильные на бумажной основе, а также на основе из нетканых композиционных материалов подлежат подтверждению соответствия, как по Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. в„– 241, так и по Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. в„– 982.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. в„– 241, продукция - "материалы отделочные для стен и потолков; обои из текстильных материалов и стекловолокна (включая ткани декоративные из стекловолокна), обои с лицевой стороной из текстильных материалов на бумажной основе и на основе из нетканых композиционных материалов, обои виниловые и флизелиновые на бумажной основе; материалы нетканые и текстильные, применяемые для отделки стен и потолков; материалы пленочные на основе полимеризационных смол", подлежат обязательному подтверждению соответствия по пожарной безопасности.
Действия, связанные с заявлением декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "Ай Си Эл Групп" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО "Ай Си Эл Групп" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество приводит довод об отсутствии запретов и ограничений в отношении ввезенного товара в связи с отсутствием соответствующих указаний в Постановлении Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. в„– 301.
Между тем, вышеуказанными нормативными актами в совокупности подтверждено наличие запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с международными договорами.
Довод кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела информации о том, когда фактически на сайте Федеральной службы по аккредитации была размещена информация об аннулировании спорного сертификата, также не может служить основанием для отмены судебных актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. в„– 201 утвержден порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия.
Согласно положениям названного постановления сведения о сертификатах соответствия в течение 1 рабочего дня с даты принятия решения об их приостановлении, продлении, возобновлении или прекращении передаются в Федеральную службу по аккредитации. Указанные сведения вносятся в единый реестр в течение 3 рабочих дней с даты их поступления.
По настоящему делу спорный сертификат аннулирован с 12 сентября 2012 г., а документы для таможенного декларирования были поданы заявителем в таможенный орган 24 июля 2013 г., что установлено судами при рассмотрении дела.
Сведения об аннулировании сертификата были своевременно размещены на сайте Федеральной службы по аккредитации. Доказательств обратного обществом суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 г. по делу в„– А41-43584/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Ай Си Эл Групп" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------