Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2016 N Ф05-6569/2016 по делу N А40-158299/15
Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением земельный участок был изъят для государственных нужд.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям норм действующего законодательства, определяющих изъятие земельных участков для государственных нужд, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу в„– А40-158299/15

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Бушуев Б.А., доверенность от 18.02.2016;
рассмотрев 24 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ГСК "СИГНАЛ"
на решение от 30 ноября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление от 25 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу в„– А40-158299/15
по заявлению гаражно-строительного кооператива "СИГНАЛ" (ОГРН: 1027739441180)
о признании недействительным распоряжения
к Правительству Москвы (ОГРН: 1027739813507),

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2015 года гаражно-строительному кооперативу "СИГНАЛ" (далее - ГСК "СИГНАЛ") было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Правительства Москвы от 13.05.2015 в„– 249-РП "Об изъятии для государственных нужд земельного участка по адресу: г. Москва, ул. 50 лет Октября, г. Солнцево, вл. 8 для целей строительства Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Рассказовка" (западный административный округ города Москвы)".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГСК "СИГНАЛ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ГСК "СИГНАЛ" использует земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015003:46, общей площадью 5.034 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. 50 лет Октября, г. Солнцево, вл. 8, на основании договора аренды от 25.09.1996 в„– М-07-006805 со сроком действия до 25.09.2021 для эксплуатации гаража-стоянки на 383 машино-места и 95 металлических гаражей.
Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 в„– 408-ПП утверждена Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 04.05.2012 в„– 194-ПП утвержден Перечень объектов перспективного строительства Московского метрополитена на период до 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 15.10.2014 в„– 606-ПП утверждена Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2014-2017 годы.
Распоряжением Москомархитектуры от 31.10.2014 в„– 178 утверждены границы зоны планируемого размещения линейного объекта метрополитена - станция "Терешково" Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Рассказовка".
Распоряжением Правительства Москвы от 13.05.2015 в„– 249-РП принято решение об изъятии для государственных нужд - для целей строительства Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Рассказовка" - у гаражно-строительного кооператива "СИГНАЛ" земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015003:46, общей площадью 5.034 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 50 лет Октября, г. Солнцево, вл. 8, относящегося к категории земель населенных пунктов, предоставленного на праве аренды (договор аренды земельного участка от 25.09.1996 в„– М-07-006805) сроком до 25.09.2021 для эксплуатации гаража-стоянки на 383 машино-места и 95 металлических гаражей.
Распоряжение было опубликовано на официальном сайте правительства Москвы 14.05.2015, в официальном печатном издании - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" в„– 27 19.05.2015.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из того, что распоряжение Правительства Москвы от 13.05.2015 в„– 249-РП принято уполномоченным государственным органом, соответствует требованиям норм действующего законодательства, определяющим изъятие земельных участков для государственных нужд, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Федерального закона от 05.04.2013 в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 43-ФЗ).
Изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7 - 11, 28 Закона в„– 43-ФЗ.
Частью 2 статьи 1 Закона в„– 43-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В главе 2 "Особенности резервирования и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества" указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Закона в„– 43-ФЗ, наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
До 31.12.2015 изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения допускается при отсутствии документов территориального планирования (часть 2 статьи 7 Закона в„– 43-ФЗ).
Статьей 8 Закона в„– 43-ФЗ установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, не менее чем за два месяца до принятия такого решения обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов. Названное сообщение также размещается на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы и указанного муниципального образования.
В сообщении, должны быть указаны:
1) цели изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд;
2) границы зоны планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях которого предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
3) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений.
02.12.2014 в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" (Спецвыпуск в„– 36) Департаментом городского имущества города Москвы опубликовано сообщение о предстоящем изъятии объектов недвижимого имущества, в том числе: освобождение территории для строительства линейного объекта метрополитена станция "Терешково" Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Рассказовка", а также информация о границах зоны планируемого размещения объекта.
Исходя из этого, суды правильно посчитали, что указанное распоряжение принято в соответствии с положениями земельного и гражданского законодательства об изъятии объектов недвижимого имущества.
Оценивая доводы ГСК "СИГНАЛ" о том, что в оспариваемом распоряжении отсутствует информация о порядке компенсации за изымаемое недвижимое имущество, суды обоснованно отметили, что распоряжение Правительства Москвы является решением об изъятии объектов недвижимого имущества, а порядок компенсации за изъятое имущество определяется в соответствующем соглашении.
Порядок и форма предоставления компенсации определены постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 в„– 77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 в„– 77-ПП, государственный заказчик в лице Департамента строительства города Москвы обеспечивает проведение оценки изымаемого имущества, а также проводит необходимые мероприятия по заключению соглашений об изъятии недвижимого имущества и выплате компенсации правообладателям.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления).
Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 года по делу в„– А40-158299/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ГСК "СИГНАЛ" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------