Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.07.2016 N Ф05-6607/2016 по делу N А40-225233/2015
Требование: О признании незаконным пункта предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на орган государственной власти возложена обязанность принять меры по возврату в доход федерального бюджета средств федерального бюджета, использованных на цели, не предусмотренные условиями их получения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку органом государственной власти допущено неправомерное расходование субсидии за счет средств федерального бюджета на мероприятия, не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. по делу в„– А40-225233/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года
Мотивированное постановление изготовлено 4 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Минэнерго России - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: Федеральная служба финансового-бюджетного надзора - Утяганов Р.З. доверенность от 08 июня 2016 года,
рассмотрев 28 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 03 февраля 2016 года,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 08 апреля 2016 года,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по заявлению Министерства энергетики Российской Федерации
о признании незаконным пункта 1 предписания Федеральной службы финансового-бюджетного надзора,

установил:

Министерство энергетики Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными пунктов 1 и 6 предписания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 02 ноября 2015 года в„– АС-14-23/6865, ссылаясь на то, что указанные пункты предписания являются неправомерными, вынесенными с существенным нарушением норм бюджетного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2016 года, пункт 6 Предписания признан недействительным и отменен, в удовлетворении требований о признании пункта 1 Предписания незаконным и его отмене отказано.
Министерство энергетики Российской Федерации, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, в части отказа в удовлетворении требований о признании пункта 1 предписания, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, пунктом 1 Предписания, действия Минэнерго России, выразившиеся в заключении в 2014 году дополнительного соглашения с субъектом Российской Федерации Московской областью и перечислении остатка не использованной в 2013 году субсидии из федерального бюджета на мероприятия не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта Российской Федерации квалифицировано Росфиннадзором как нарушение бюджетного законодательства. Вместе с тем, указанная квалификация в полной мере носит неправомерный и незаконный характер, поскольку Росфиннадзором при проведении проверки были допущены существенные нарушения законодательства Российской Федерации, а также неверно применены и истолкованы фактические обстоятельства дела.
В судебном заседании 9 июня 2016 года представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы. В судебное заседание 28 июня 2016 года представители Минэнерго России не явились, определение об отложении объявлено в судебном заседании, информация размещена в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Московского округа.
Представитель Росфиннадзора, в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствие оснований к отмене.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене судебных актов в оспариваемой их части.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что предписанием Росфиннадзора от 02 ноября 2015 года в„– АС-14-23/6865, выданным, по результатам проверки соблюдения требований бюджетного законодательства Минэнерго России обязано, в том числе, в срок до 10 ноября 2015 года принять меры к возврату в доход федерального бюджета Московской областью средств федерального бюджета, использованных на цели, не предусмотренные условиями их получения, в сумме 100 381,98 тыс. рублей (пункт 1 предписания).
В качестве бюджетного правонарушения квалифицированы действия Минэнерго России выразившиеся в заключении в 2014 году дополнительного соглашения с субъектом Российской Федерации Московской областью и перечислении остатка не использованной в 2013 году субсидии из федерального бюджета на мероприятия не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта Российской Федерации. Сумма нарушения 100381,98 тыс. рублей (пункт 1 предписания), а также в своевременном непринятии мер по обеспечению выполнения условий Соглашения от 24 сентября 2013 года в„– 13/1403.0923400.521/15/149, заключенного между Минэнерго России и субъектом Российской Федерации по сокращению размера предоставляемой субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения соответствующего уровня софинансирования при невыполнении субъектом принятых обязательств софинансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Осуществляя проверку законности пункта 1 оспариваемого предписания, по заявлению Минэнерго России, суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями бюджетного законодательства обоснованно исходили из того, что Министерством допущено неправомерное расходование субсидии.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В период 2013 - 2014 года Российская Федерация софинансировала субъекты Российской Федерации с целью реализации последними, региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В указанный период порядок предоставления указанных субсидий регулировался Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года в„– 746 (далее - Правила в„– 746). В соответствии с Правилами в„– 746 предоставление субсидии осуществлялось на реализацию целевых программ субъекта Российской Федерации в соответствии с распределением субсидий, утвержденным Правительством Российской Федерации, и соглашением о предоставлении субсидии, заключенным Минэнерго России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 03 сентября 2010 года в„– 731/40 утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Московской области на 2010 - 2020 годы".
В указанную программу были включены мероприятия, направленные на реализацию стратегических задач в области энергосбережения и экономии энергетических ресурсов, в целях надежного и бесперебойного обеспечения жителей и организаций Московской области энергетическими ресурсами, а также указаны способы их финансирования и конкретные результаты, достигаемые по мере их реализации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года в„– 2446-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", ответственным исполнителем которой является Минэнерго России.
В целях реализации Программы постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года в„– 746 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" утверждены правила, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил субсидия может предоставляться как на реализацию всех мероприятий программы, так и на реализацию отдельных мероприятий этой программы на основании заявки соответствующего субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 Правил определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству энергетики Российской Федерации на цель, указанную в пункте 1 Правил.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с распределением субсидий, утвержденным Правительством Российской Федерации, и соглашением о предоставлении субсидии, заключенным Министерством энергетики Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной указанным Министерством (пункт 3 Правил).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. в„– 1223-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общей сумме 5 678 000,0 тыс. рублей.
Условия предоставления субсидии определены пунктом 4 Правил. Пунктом 5 Правил определены условия и положения, которое должно содержать в себе соглашение. Согласно пункту 6 Правил Соглашение заключается по результатам отбора субъектов Российской Федерации и утверждения распределения субсидий. Проект формы соглашения рассматривается на заседании межведомственного координационного совета по реализации подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики". С изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. в„– 479 пунктом 6 Правил определялось, что Соглашение заключается по результатам отбора субъектов Российской Федерации и утверждения распределения субсидий. Проект формы соглашения рассматривается на заседании Межведомственного координационного совета.
Проверкой установлено, что в 2013 году между Министерством и Правительством Московской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от 19 ноября 2013 года в„– 13/1403.0923400.521/15/221 на сумму 1 114 618,7 тыс. рублей (из них: 307 400,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 807 218,0 тыс. рублей - средства областного бюджета). Соглашение содержит мероприятия:
1. Предоставление субсидий организациям Московской области для компенсации процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, лизинговых платежей по договорам приобретения пассажирского и коммунального автотранспорта, использующего в качестве моторного топлива компримированный природных газ или сжиженный углеводородный газ.
2. Предоставление субсидий организациям Московской области на строительство объектов, предназначенных для приема, хранения, выдачи, заправки (реализации) компримированного природного газа, а также сервисных центров, пунктов установки и освидетельствования газобаллонного оборудования.
3. Предоставление субсидий организациям Московской области на возмещение части затрат для проектирования и проведения проектно-изыскательских работ по подбору участков для размещения автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Мероприятия, указанные в приложении в„– 1 к Соглашению от 19 ноября 2013 года соответствуют мероприятиям, указанным в региональной программе Московской области, источником финансирования которых являются средства субсидии из федерального бюджета, что также отражено в приложении в„– 2 к Соглашению. Данные мероприятия указаны в заверенной в установленном порядке копии региональной программы Московской области (в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил) и выписке из программы в части мероприятий программы, осуществляемых в 2013 году, по форме согласно приложению в„– 1.1 к Правилам (в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 Правил), которые были направлены в составе заявки Московской области и участвовали в отборе субъектов Российской Федерации в 2013 году в соответствии с пунктами 9, 10 и 22 Правил. Перед заключением соглашения Московской областью в Министерство в соответствии с пунктом 5(1) был направлен Перечень мероприятий программы, осуществляемых за счет средств субсидии, по форме, предусмотренной приложением в„– 1 к Правилам, который соответствует перечню мероприятия Соглашения от 19 ноября 2013 года.
Министерством субсидия из федерального бюджета перечислена Московской области в полном объеме платежным поручением от 25 ноября 2013 г. в сумме 307 400,7 тыс. рублей.
Проведенной проверкой отчета о расходах субсидии Московской области установлено, что в 2013 году Московской областью субсидия из федерального бюджета не освоена, за счет средств бюджета Московской области профинансировано на реализацию мероприятий региональной программы в сумме 654 930,237 (81,13% средств от суммы по соглашению).
Субсидия неиспользованная в 2013 году возвращена в Министерство своевременно и в полном объеме в размере 307 400,7 тыс. рублей (платежное поручение от 20 января 2014 г. в„– 242).
В результате невыполнения установленного Соглашением уровня софинансирования к Московской области были применены меры ответственности путем сокращения возвращенного остатка неиспользованной субсидии на 58 006 512 руб. 09 коп.
В 2014 году Московская область в соответствии с пунктом 47 Правил обратилась в Министерство с письмом от 4 февраля 2014 г. в„– ИСХ-331/25-07, в котором просила направить в бюджет Московской области возвращенный, неиспользованный остаток субсидии в размере 248 993 487 руб. 91 коп. на мероприятия, не предусмотренные действующим Соглашением, путем подписания дополнительного соглашения.
Министерством заключено дополнительное соглашение от 11 августа 2014 года в„– 1 с Правительством Московской области на перечисление остатка неиспользованной в 2013 году субсидии из федерального бюджета на сумму 249 394,188 тыс. рублей (81,13% от суммы средств субсидии федерального бюджета в 2013 году), на выполнение следующих мероприятий:
1. Замена трубопроводов внутренних систем тепло- и водоснабжения с применением современных технологичных материалов и оборудования с установкой регулирующей аппаратуры для балансировки потоков теплоносителя и воды по секциям, стоякам, этажам, в том числе перевод открытых систем теплоснабжения на закрытые;
2. Установка энергоэффективного светового оборудования для внутридомового, уличного и дворового освещения;
3. Установка автоматизированных приборов учета тепловой энергии в организациях, осуществляющих деятельность на территории Московской области, в том числе создание автоматизированной системы учета энергетических ресурсов, потребляемых государственными учреждениями Московской области.
В соответствии с отчетом о расходах субсидии (остаток неиспользованной субсидии 2013 года) в 2014 году за счет средств субсидии из федерального бюджета профинансировано в сумме 100 381,976 тыс. рублей (40,25% средств от суммы по дополнительному соглашению) на реализацию мероприятий региональной программы, которые не участвовали в отборе и принятии решения Министерством при распределении субсидии федерального бюджета в 2013 году.
Росфиннадзор, с которым согласились суды сделал обоснованный вывод о том, что Минэнерго России допущено неправомерное расходование субсидии за счет средств федерального бюджета в 2014 году в сумме 100 381,976 тыс. рублей на мероприятия, не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта Российской Федерации (Московская область).
Отклоняя доводы Минэнерго России об отсутствии запретов на внесение изменений (корректировок) мероприятий предусмотренных в соглашении, в связи с изменением законодательства и порядком субсидирования, суды обоснованно исходили из того, что неправомерно расходование средств федерального бюджета на мероприятия, финансирование которых предусмотрено за счет средств областного бюджета и внебюджетных фондов, но не за счет средств федерального бюджета.
Росфиннадзор в пункте 1 оспариваемого предписания правомерно указал в качестве нарушения расходование субсидии за счет средств федерального бюджета на мероприятия, не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта Российской Федерации, а также указал на то, что данные действия Минэнерго России не соответствуют пунктам 1, 3, 6 Правил.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2016 года по делу в„– А40-225233/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------