По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.09.2016 N Ф05-13833/2016 по делу N А40-232572/15
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении в собственность за плату арендуемого нежилого помещения в связи с тем, что недвижимое имущество находится в оперативном управлении у иного лица.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нахождение недвижимого имущества, являющегося собственностью субъекта РФ, в оперативном управлении не является предусмотренным действующим законодательством ограничением для приватизации имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. по делу в„– А40-232572/15
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Комаровой О.И., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от истца: ООО "Ориент-Сервис Плюс" - Юдаева Е.В., дов. от 13.09.16 в„– 52
от ответчика: Департамент городского имущества города Москвы - Руденко М.В., дов. от 30.12.15 в„– 33-Д-831/15
от третьего лица: Правительство Москвы - Руденко М.В., дов. от 01.09.16 в„– 4-14-971/6
от третьего лица: ГБУ г. Москвы "Финансово-Хозяйственное управление Мэрии Москвы",
рассмотрев 14 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Департамента городского имущества города Москвы и третьего лица - Правительства Москвы
на решение от 13 апреля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
на постановление от 05 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Поповым В.И., Марковой Т.Т.
по иску ООО "Ориент-Сервис Плюс"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: Правительство Москвы, ГБУ г. Москвы "Финансово-Хозяйственное управление Мэрии Москвы"
об оспаривании решения, обязании совершить действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ориент-Сервис Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении нежилого помещения, расположенного адресу: г. Москва, ул. Южнобутовская, д. 55, общей площадью 1102,40 кв. м, оформленного письмом от 06.11.2015 в„– 33-5-22674/15-(1)-0.
Общество также просило обязать департамент совершить действия, определенные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 159-ФЗ), в том числе предоставить обществу проект договора купли-продажи указанного нежилого помещения.
Со ссылкой на статью 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Правительство Москвы; ГБУ г. Москвы "Финансово-Хозяйственное управление Мэрии Москвы".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - Департамент городского имущества города Москвы и третье лицо - Правительство Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 в„– 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика и третьего лица Правительства Москвы поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Истцом представлен отзыв на кассационную жалобу, который на основании ст. 279 АПК РФ не был приобщен к материалам дела и подлежит возвращению, так как не был направлен участникам процесса и в суд заблаговременно.
Третье лицо ГБУ г. Москвы "Финансово-Хозяйственное управление Мэрии Москвы", надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Судами установлено, что общество является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Южнобутовская, дом 55, общей площадью 1102,40 кв. м, с кадастровым номером 77:06:0012008:7098 на основании договора аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы от 13.04.2007 в„– 07-251.
Арендуемый объект находится в непрерывном владении общества с 2007 года, истец является субъектом малого предпринимательства.
Общество 29.06.2015 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении арендуемого им недвижимого имущества.
Обществом 06.11.2015 получен ответ департамента, которым ему было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что недвижимое имущество находится в оперативном управлении у иного лица.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Как обоснованно указано судами, отказывая обществу в предоставлении государственной услуги, департаментом не учтено следующее.
Применительно к ст. 3 Закона в„– 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2015 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Закона в„– 159-ФЗ; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона в„– 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 Закона в„– 159-ФЗ, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Закона в„– 159-ФЗ.
В п. 4 ст. 9 Закона в„– 159-ФЗ перечислены два основания, по которым уполномоченный орган имеет право отказать заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества: если заявитель не соответствует установленным ст. 3 Закона в„– 159-ФЗ требованиям и если отчуждение арендуемого имущества не допускается в соответствии с указанным Законом или другими федеральными законами.
Суды указали, что ограничения приватизации, при нахождении недвижимого имущества, являющегося собственностью субъекта Российской Федерации, в оперативном управлении, действующее законодательство не содержит.
Кроме того, судами отмечено, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения, либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Правовая позиция по данному вопросу изложена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 в„– 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судами также установлено, что передача спорного помещения в оперативное управление произошла уже после вступления в силу Закона в„– 159-ФЗ.
Таким образом, решение и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствует представленным доказательствам и действующему законодательству, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2016 года по делу в„– А40-232572/15 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
Н.Д.ДЕНИСОВА
Судьи
О.И.КОМАРОВА
Е.А.ПЕТРОВА
------------------------------------------------------------------