По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2016 N Ф05-4021/2016 по делу N А40-97481/15
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.
Обстоятельства: В результате проведения проверки выявлен факт нарушения земельного законодательства, выразившийся в продолжении использования Банком России земельного участка для размещения здания трансформаторной подстанции, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, в связи с чем выдано спорное предписание об устранении нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку действия Банка России не соответствуют требованиям земельного законодательства, более того, не представлено доказательств наличия у него какого-либо права на земельный участок, на котором расположено здание трансформаторной подстанции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. по делу в„– А40-97481/15
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Глазунова Т.Н., доверенность от 30.09.2014; Голубева Е.М., доверенность от 30.09.2014; Цветков В.А., доверенность от 30.09.2014;
от заинтересованного лица: Сухов Д.А., доверенность от 31.12.2015;
рассмотрев 07 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Банка России
на решение от 12 августа 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление от 24 ноября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.,
по делу в„– А40-97481/15
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН: 1037700013020)
о признании недействительным предписания
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822),
установил:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление) от 17.03.2015 в„– 437 об устранении нарушения земельного законодательства по делу в„– 454/16/03-12.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Банк России обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, во исполнение распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 02.03.2015 в„– 334/ГЗН, проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства Банком России на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002001:6, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 19, стр. 11, а также ранее выданного предписания от 16.08.2012.
В результате проведения проверки выявлен факт нарушения земельного законодательства, выразившийся в продолжении использования Банком России земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6 для размещения здания трансформаторной подстанции, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Управлением сделан вывод о нарушении Банком России земельного законодательства и не исполнении ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 16.08.2012 по делу об административном правонарушении в„– 454/16/03-12.
В отношении Банка России вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 17.03.2015 в„– 437, в силу которого Банку России предписано устранить допущенное нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и оформить в установленном законом порядке права на используемую часть земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6 в срок до 19.01.2016.
Не согласившись с выданным Управлением Росреестра по Москве предписанием от 17.03.2015 в„– 437, Банк России обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судами установлено, что на момент проверки Банком России документы, подтверждающие исполнение ранее вынесенного предписания об устранении нарушений земельного законодательства, не представлены, фактическое использование Банком России земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 19, стр. 11, без оформления - продолжается.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в силу пункта 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 (далее - Перечень), у него отсутствует обязанность в оформлении правоустанавливающих документов на использование спорного земельного участка.
Однако с указанным доводом суды не согласились, обоснованно указав следующее.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона в„– 122-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридически лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статье 4 Закона в„– 122-ФЗ, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
По смыслу данного пункта земельные участки не предоставляются и сервитуты не устанавливаются только для размещения оборудования, предназначенного для осуществления передачи электрической энергии. Данное постановление Правительства не содержит указание о том, что земельные участки не предоставляются, а сервитуты не устанавливаются для объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Центральный банк Российской Федерации является владельцем здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 19, стр. 11, которое размещено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002001:6, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Назначение здания "распределительная трансформаторная подстанция".
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002001:6, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, размещено не оборудование в виде трансформаторной подстанции, а здание, имеющее назначение "распределительная трансформаторная подстанция", в котором размещена распределительная трансформаторная подстанция.
Кроме того, согласно пункту 5 Перечня, к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относится оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документом, послужившим основанием для государственной регистрации права собственности на здание подстанции и внесении записи в ЕГРП послужил акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 31.12.1993, утвержденный первым заместителем председателя Центрального банка Российской Федерации от 01.04.1994.
Здание распределительной трансформаторной подстанции не относится к объектам, строительство которых в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации не требует разрешения на строительство.
Кроме того, предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 17.03.2015 в„– 437 по делу об административном правонарушении в„– 454/16/03-12 указывает на факт нарушения земельного законодательства, выразившийся в использовании Банком России земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6 для размещения именно здания (объекта недвижимого имущества) трансформаторной подстанции, а не трансформаторной подстанции (оборудования), с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 19, стр. 11, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Учитывая изложенное, утверждение заявителя об отсутствии обязанности в оформлении правоустанавливающих документов на использование земельного участка на основании пункта 5 Перечня является необоснованным.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод об отсутствии у Банка России обязанности оформления правоустанавливающих документов в силу введения в эксплуатацию здания трансформаторной подстанции до введения в действие Закона в„– 122-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Между тем, заявителем не представлено доказательств наличия у него какого-либо права на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:6, на котором расположено здание трансформаторной подстанции.
Таким образом, государственный инспектор Управления Росреестра по Москве, установив, что действия заявителя не соответствуют требованиям земельного законодательства, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями вынес оспариваемое предписание.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2015 года по делу в„– А40-97481/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Банка России - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
------------------------------------------------------------------