По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2016 N Ф05-6959/2016 по делу N А41-70823/15
Требование: О признании незаконными решений кадастрового органа об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован отсутствием документов, надлежаще оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не представило надлежащих документов, подтверждающих возможность квалификации спорных объектов как ранее поставленных на технический учет .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. по делу в„– А41-70823/15
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Дунаевой Н.Ю., Аталиковой З.А.
при участии в заседании:
от истца: Колесник А.Ю., дов. от 25.05.2016
от ответчика: не явился, уведомлен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Львовский дом"
на решение от 23 октября 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бобковой С.Ю.,
и постановление от 20 февраля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Львовский дом" (Московская область, Подольский район, пос. Львовский, ОГРН 1065074018756)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области (Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское)
об оспаривании отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений
установил:
ООО "Львовский дом" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо) о признании незаконными решений в„– МО-15/РКФ-242071, в„– МО-15/РКФ-242089, в„– МО-15/РКФ-242140, в„– МО-15/РКФ-242103, в„– МО-15/РКФ-242085, в„– МО-15/РКФ-242133, в„– МО-15/РКФ-242112, в„– МО-15/РКФ-241811, в„– МО-15/РКФ-242097, в„– МО-15/РКФ-241980 от 30.06.2015 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости:
- помещение в„– 21 по плану (кладовая, 3.1 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 2 по плану (коридор, 9.0 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, т.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 23 по плану (основное, 12.9 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 24 по плану (основное, 11.7 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 25 по плану (основное, 14.2 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 26 по плану (коридор, 2.9 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18, и выдать на указанный объект недвижимости кадастровый паспорт;
- помещение в„– 27 по плану (основное, 13.9 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 28 по плану (основное, 11.0 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 29 по плану (основное, 12.7 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18,
- помещение в„– 30 по плану (коридор, 31.9 м2), находящемся в помещении в„– 2 на 1-м этаже здания, расположенного по адресу: МО, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18;
обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществить постановку на государственный кадастровый учет указанного имущества как ранее учтенного и выдать на указанные объекты недвижимости кадастровые паспорта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые при неправильном применении норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Заинтересованное лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.06.2015 ООО "Львовский дом" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями в„– 50-0-1-71/3001/2015-363, в„– 50-0-1-71/3001/2015-364, в„– 50-0-1-71/3001/2015-365, 5 в„– 0-0-1-71/3001/2015-366, в„– 50-0-1-71/3001/2015-367, в„– 50-0-1-71/3001/2015-368, в„– 50-0-1-71/3001/2015-369, в„– 50-0-171/3001/2015-370, в„– 50-0-1-71/3001/2015-371, в„– 50-0-1-71/3001/2015-372 о внесении в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В качестве ранее учтенных объектов заявитель указал принадлежащие ему на праве собственности помещения, находящиеся на 1-м этаже здания, помещении в„– 2 по адресу: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18 - в отношении следующих номеров (по плану) помещений: в„– 21 (кладовая, 3,1 м2), в„– 22 (коридор, 9,0 м2), в„– 23 (основное, 12,9 м2), в„– 24 (основное, 11,7 м2), в„– 25 (основное, 14.2 м2), в„– 26 (коридор, 2.9 м2), в„– 27 (основное, 13.9 м2), в„– 28 (основное, 11.0 м2), в„– 29 (основное, 12.7 м2), в„– 30 (коридор, 31.9 м2).
Орган кадастрового учета вынес решения в„– МО-15/РКФ-242071, в„– МО-15/РКФ-242089, в„– МО-15/РКФ-242140, в„– МО-15/РКФ-242103, в„– МО-15/РКФ-24208 5, в„– МО-15/РКФ-242133, в„– МО-15/РКФ-242112, в„– МО-15/РКФ-241811, в„– МО-15/РКФ-242097, в„– МО-15/РКФ-241980 от 30.06.2015 об отказе во внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, ссылаясь на отсутствие в представленных документах оснований для внесений в ГКН сведений об объекте недвижимости как ранее учтенном, а именно, отсутствием документов, надлежаще оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Считая, что указанные решения не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре необходимо представить в орган кадастрового учета следующие документы:
- заявление о кадастровом учете (по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России то 30.09.2011 в„– 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объектов недвижимости");
- технический план помещения, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 в„– 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" (далее - Требования).
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о кадастре объекты недвижимости, в отношении которых был проведен государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Закона о кадастре в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, орган кадастрового учета обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 данного Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 в„– 42 (далее - Порядок), предусмотрена процедура внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии с пунктами 4, 18 и 20 Порядка.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность обращения заинтересованного лица с заявлением об учете ранее учтенного объекта недвижимости.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 25 Закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила данной части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 и 25 - 29 части 2 статьи 7 указанного Закона сведений об объекте недвижимости.
Судом установлено, что здание общежития, 5-этажное с техническим подпольем, общая площадь 4834,4 кв. м, в том числе основная 2834,6 кв. м, вспомогательная 199,8 кв. м, инв. в„– 7657, лит. А адрес объекта: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18, кадастровый номер: 50:27:01:01249:001 является ранее учтенным.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 в„– 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" если собственник здания в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в реестр записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица, о чем делается соответствующая запись в реестре.
Положения Закона о кадастре не содержат запрета на осуществление государственного кадастрового учета отдельно здания и отдельно каждого помещения в таком здании.
Заявитель обратился в ФГБУ "ФПК Росреестра" с заявлениями о постановке на кадастровый учет не здания общежития по адресу: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18, кадастровый номер: 50:27:01:01249:001, являющегося ранее учтенным, а отдельных помещений в данном здании, ранее не поставленных на кадастровый учет.
При этом заявитель представил следующие документы:
- заявления о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости;
- свидетельство о праве собственности на общежитие, 5-этажное с техническим подпольем, общая площадь 4834,4 кв. м, в том числе основная 2834,6 кв. м, вспомогательная 199,8 кв. м, инв. в„– 7657, лит. А адрес объекта: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18, кадастровый номер: 50:27:01:01249:001;
- технический паспорт здания общежития по адресу: Московская область, Подольский р-н, г.п. Львовский, ул. Красная, д. 18.
Пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, определено, что первичной технической инвентаризации подлежат все объекты капитального строительства, техническая инвентаризация которых не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, который является основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В случае квалификации объекта как ранее учтенного (до вступления в действие ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), доказательством осуществления технического учета такого объекта будет являться наличие технического паспорта на объект, либо присвоение в техническом паспорте здания отдельному помещению уникального номера.
Из содержания технического паспорта от 21.12.2007 следует, что объекты, о постановке которых на кадастровый учет как ранее учтенных объектов заявлено ООО "Львовский дом", являются частью помещения в„– 2, которому присвоен уникальный номер, и которое является ранее учтенным объектом.
Вместе с тем, объектам, о постановке которых на учет, как ранее учтенных, заявлено ООО "Львовский дом", уникальные номера не присваивались, порядковые номера помещений не являются уникальными номерами, о которых указано в ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, заявитель не представил надлежащих документов, подтверждающих возможность квалификации спорных объектов как ранее поставленных на технический учет (ранее учтенных).
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2016 года по делу в„– А41-70823/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ
Судьи
Н.Ю.ДУНАЕВА
З.А.АТАЛИКОВА
------------------------------------------------------------------