Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2016 N Ф05-9645/2016 по делу N А40-113860/2014
Требование: О признании незаконным решения органа кадастрового учета, обязании принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рассмотреть повторно вопрос об определении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку экспертным заключением подтвержден факт несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу в„– А40-113860/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "АРЗ-3" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра по Москве Фролова Н.М. доверенность от 11 января 2016 года в„– 21/2016,
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
ДГИ г. Москвы - извещено, представитель не явился,
Правительство Москвы - извещено, представитель не явился,
ООО "БлицСервис" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 06 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 14 апреля 2016 года,
принятое судьями Марковой Т.Т., Мухиным С.М., Румянцевым П.В.,
по заявлению ОАО "АРЗ-3"
к Управлению Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения;
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра", Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы, ООО "БлицСервис"

установил:

ОАО "АРЗ-3" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 19 мая 2014 года в„– 51-572/2014 и об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:01:0004026:1 в размере его рыночной стоимости 1.203.332.000 руб. по состоянию на 01 января 2013 года, обязании рассмотреть повторно вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:01:0004026:1 в размере его рыночной стоимости 1.203.332.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 года производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу в„– А40-96607/14.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2016 года производство по делу возобновлено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 года решение отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование приводит доводы о том, что поскольку судебным актом по делу в„– А40-96607/2014 на ФГБУ "ФКП Росреестра" возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, основания для повторного устранения допущенных комиссией нарушений, отсутствуют.
ОАО "АРЗ-3", Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра", ДГИ г. Москвы, Правительство Москвы, ООО "БлицСервис", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ОАО "АРЗ-3" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004026:1 общей площадью 19078 кв. м, расположенный по адресу: город Москва, ул. Большая Декабрьская, вл. 3, стр. 1-15, 38, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22 мая 2012 года серии 77-АО 109010.
Кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года в„– 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 2 324 098 176, 30 руб.
Поскольку размер земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости, общество обратилось к независимому оценщику ЗАО "БлицСервис", согласно отчету которого от 20 февраля 2014 года в„– И-29/14-О рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004026:1, общей площадью 19 078 кв. м, по состоянию на 01 января 2013 года составляет 1 203 332 000 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость общество обратилось в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости..
Удовлетворяя заявленные требования и отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 года в„– 913/11, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и подлежит установлению в размере равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года в„– 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Обществом в подтверждение рыночной стоимости представлено положительное экспертное заключение Экспертного совета Российского общества оценщиков от 09 апреля 2014 года в„– 1076/, согласно которому отчет от 20 февраля 2014 года в„– И-29/14-О соответствует действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года в„– 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность по созданию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются при территориальном органе Росреестра и не являются самостоятельным юридическими лицом, государственным органом, не обладают соответствующей правоспособностью, в том числе процессуальной.
Между тем, при возникновении спора, связанного с их деятельностью, в том числе при оспаривании принятых ими решений, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом изложенного, с целью устранения нарушения законных прав и интересов заявителя на Комиссию при Управлении Росреестра возлагается обязанность принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:01:0004026:1 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года и рассмотреть повторно вопрос об определении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Учитывая то, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 года по делу в„– А40-113860/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------