Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.07.2016 N Ф05-9189/2016 по делу N А41-69045/2015
Требование: О признании недействительными разрешений на строительство.
Обстоятельства: Заявитель считает выданные разрешения на строительство недействительными.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен срок на обращение за защитой нарушенного права, а также отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. по делу в„– А41-69045/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Правительства Москвы - Николаев А.А. по дов. от 03.09.2015 в„– 4-47-1142/5,
от заинтересованного лица - Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Стройимпекс Групп" - не явился, извещен,
Комитета государственного строительного надзора города Москвы - не явился, извещен,
Мамонтова Владимира Ивановича - не явился, извещен,
рассмотрев 05 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы
на постановление от 19 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-69045/2015,
по заявлению Правительства Москвы
к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области
о признании недействительным разрешения на строительство,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Стройимпекс Групп", Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Мамонтов Владимир Иванович

установил:

Правительство Москвы (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского района (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительными разрешений на строительство в„– RU50524000-428, RU50524000-429, RU50524000-430, RU50524000-431, RU50524000-432 от 27.06.2012.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2015 года требования заявителя о признании недействительными разрешений на строительство в„– RU50524000-429, RU50524000-430, RU50524000-431, RU50524000-432 от 27.06.2012 были выделены в отдельные производства.
В связи с чем в рамках рассматриваемого дела исследовалась законность выдачи разрешения на строительство в„– RU50524000-428.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стройимпекс Групп" (далее - общество), Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее - Комитет), Мамонтов Владимир Иванович (далее - Мамонтов В.И.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 ноября 2015 года в удовлетворении требования Правительства Москвы было отказано.
Правительство Москвы обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, который определением от 26 февраля 2016 года перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, ввиду наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2016 года указанное решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований Правительства Москвы, арбитражный суд исходил из пропуска заявителем срока на обращение за защитой нарушенного права, а также из отсутствия правовых оснований признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу судебным актом апелляционного суда, Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.06.2012 Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области выдала ООО "Стройимпекс Групп" разрешение на строительство в„– RU50524000-428 индивидуальных жилых домов согласно проекта планировки территории индивидуального жилищного строительства вблизи д. Бараново с.п. Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0190402:123 площадью 8000 кв. м со сроком действия до 22.06.2022.
На момент выдачи разрешения (27.06.2012) земельный участок с кадастровым номером 50:26:0190402:123 относился к территории Московской области, а с 01.07.2012 в соответствии с постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13.07.2011 в„– 347-СФ и от 27.12.2011 в„– 560-СФ он отнесен к территории города Москвы.
Градостроительный план в„– RU50524000-366 (далее - ГПЗУ) в отношении нескольких земельных участков, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190402:123, был утвержден постановлением Администрации от 28.06.2012 в„– 446.
Прокуратура Московской области в связи с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации Свищева А.А. направила на имя последнего письмо от 13.03.2013 в„– 7-563-2013, в котором сообщила о ряде совершенных прокуратурой Московской области действий по факту выдачи администрацией разрешений на строительство за день до утверждения ГПЗУ (в том числе о внесении 07.03.2013 на имя руководителя Администрации представления об устранении нарушений закона) и о том, что контроль за соблюдением действующего законодательства при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства с 01.07.2012 осуществляется государственными и контролирующими органами города Москвы, надзор за деятельностью которых осуществляет Прокуратура города Москвы.
Администрация в мае 2014 года обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к обществу и Комитету государственного строительного надзора города Москвы о признании незаконными ряда разрешений на строительство, выданных Администрацией 27.06.2012 по проекту планировки территории индивидуального жилищного строительства вблизи д. Бараново с.п. Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области, в том числе ио разрешения на строительство в„– RU50524000-428, касающегося земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190402:123 площадью 8 000 кв. м (дело в„– А40-71124/14).
Вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А40-71124/14 Арбитражного суда города Москвы оставлены без удовлетворения требования Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании незаконными разрешений на строительство. К участию в деле в„– А40-71124/14 в качестве третьих лиц были привлечены Департамент городского имущества города Москвы и Мамонтов В.И.
При этом представитель Комитета присутствовал в судебном заседании Арбитражного суда города Москвы 09.07.2014; представитель Департамента городского имущества города Москвы присутствовал в судебном заседании Арбитражного суда города Москвы 20.08.2014.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции в оспариваемом постановлении по настоящему делу пришел к правильному выводу о том, что поскольку в связи с передачей функций от одного органа к другому произошло процессуальное правопреемство, а при рассмотрении настоящего дела интересы Департамента городского имущества города Москвы, являвшегося третьим лицом по делу в„– А40-71124/14, представлял тот же представитель, который представляет интересы Правительства города Москвы по настоящему делу, к моменту оглашения Арбитражным судом города Москвы резолютивной части решения по делу в„– А40-71124/14 (20 августа 2014 года) Правительство Москвы, в структуру которого входит и Комитет, и Департамент, должно было узнать о выдаче Администрацией разрешения на строительство от 27.06.2012 в„– RU50524000-428.
В этой связи предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд по настоящему делу Правительством Москвы пропущен.
Помимо пропуска срока на обжалование указанных разрешений, явившегося самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, арбитражный суд пришел к выводу, что заявителем по делу в„– А40-71124/14 не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о неправомерности выдачи спорных разрешений на строительство, а также доказательства, свидетельствующие о том, что выданные разрешения на строительство нарушают права и законные интересы Администрации Наро-Фоминского муниципального района.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
То обстоятельство, что ГПЗУ в„– RU50524000-366 был утвержден постановлением Администрации 28 июня 2012 года, то есть на следующий день после выдачи оспариваемого разрешения на строительство (27 июня 2012 года), сам по себе не свидетельствует о его незаконности. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, Правительство Москвы не указывает на какое-либо несоответствие данного разрешения на строительство требованиям и сведениям, содержащимся в градостроительном плане земельного участка, такого несоответствия также не усматривается из материалов дела.
Между тем ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Кассационная коллегия отмечает, что все доводы, указанные заявителем в обоснование кассационной жалобы, получили надлежащую оценку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. В свою очередь кассационная коллегия поддерживает выводы суда, изложенные в оспариваемом судебном акте.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие Правительства Москвы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2016 года по делу в„– А41-69045/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------