Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2016 N Ф05-7208/2016 по делу N А41-93927/15
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании принять решение о предоставлении участка в аренду, подготовить и направить проект договора аренды.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал заявителю в предоставлении в аренду земельного участка со ссылкой на нарушение процедуры предоставления земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявителем выполнены требования земельного законодательства РФ о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2016 г. по делу в„– А41-93927/15

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Петровой В.В., Русаковой О.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Иванова Сергея Евгеньевича - неявка, извещен,
от ответчика: Администрации Раменского муниципального района Московской области - неявка, извещена,
от третьих лиц: Управления земельных отношений Раменского муниципального района - неявка, извещено,
Министерства имущественных отношений Московской области - неявка, извещено,
рассмотрев 04 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Управления земельных отношений Раменского муниципального района
на решение от 13 января 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
и постановление от 02 марта 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Сергея Евгеньевича
к Администрации Раменского муниципального района Московской области
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, подготовить и направить проект договора аренды земельного участка,
третьи лица: Управление земельных отношений Раменского муниципального района, Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

индивидуальный предприниматель Иванов Сергей Евгеньевич (далее - заявитель, ИП Иванов С.Е., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - ответчик, Администрация) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка площадью 5544 кв. м, с кадастровым номером 50:23:0050342:280, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под строительство складских помещений", расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Никоновское, с. Заворово, уч. в„– 87, оформленного письмом Управления земельных отношений от 21.09.2015 в„– 2505; обязании Администрации в течение 14 дней принять решение о предоставлении указанного земельного участка предпринимателю в аренду сроком на пять лет, подготовить проект договора аренды и направить его в адрес предпринимателя с предложением о заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных отношений Раменского муниципального района (далее - Управление земельных отношений), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление земельных отношений обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов Управление указывает, что во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 08.07.2015 в„– 12ВР-1073 Управлением был подготовлен проект договора аренды спорного земельного участка и направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области. По итогам заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (протокол от 10.09.2015 в„– 35) в согласовании указанного проекта отказано. Таким образом, у Администрации отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Отзывы на кассационную жалобу не поступали.
Участвующие в деле лица, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.08.2013 ИП Иванов С.Е. обратился к Главе Раменского муниципального района Московской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - складских помещений на земельном участке площадью 5544 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Никоновское, с. Заворово, уч. в„– 87, об утверждении акта о выборе данного земельного участка и предоставлении его в аренду сроком на 5 лет.
Постановлением Главы района от 27.02.2012 в„– 482 утверждена схема расположения названного земельного участка, а постановлением Главы района от 12.07.2013 в„– 1914 установлен вид разрешенного использования земельного участка - "под строительство складских помещений".
В газете "Родник" от 06.09.2013 в„– 67 (17106) опубликовано официальное сообщение о предстоящем предоставлении Администрацией с.п. Никоновское в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка общей площадью 5544 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Никоновское, с. Заворово, уч. в„– 87, под строительство складских помещений.
Постановлением Администрации от 14.10.2013 в„– 604 предпринимателю предварительно согласовано место размещения объекта (складских помещений) и утвержден акт о выборе земельного участка, в связи с чем предпринимателем проведены кадастровые работы и 03.08.2015 сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (кадастровый паспорт от 04.08.2015 в„– МО-15/ЗВ-1440497), земельному участку присвоен кадастровый номер 50:23:0050342:280.
После постановки земельного участка на кадастровый учет предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050342:280 в аренду и заключении договора аренды.
Письмом от 21.09.2015 в„– 2505 Администрация в лице Управления земельных отношений отказала предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка, мотивировав отказ тем, что согласно протоколу Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 10.09.2015 в„– 35 проект договора аренды спорного земельного участка не подлежит согласованию в связи с нарушением процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая отказ Администрации в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя в Администрацию с первоначальным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона).
Судами установлено, что информация о предоставлении спорного земельного участка в аренду опубликована в газете "Родник" от 06.09.2013 в„– 67 (17106), т.е. до 01.03.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Процедура утверждения акта выбора и схемы границ земельного участка установлена статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 названной статьи (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Судами установлено, что такая информация была опубликована в газете "Родник" от 06.09.2013 в„– 67 (17106). Возражений и замечаний по данному информационному сообщению не поступало.
В силу положений пунктов 5, 6 и 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выбор земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 названного Закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных Правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Отклоняя довод Управления о том, что основанием для отказа послужило отрицательное решение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, суд обоснованно указал, что в силу Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 в„– 1078/31, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя.
При этом, как установлено судом, требования земельного законодательства о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предпринимателем выполнены.
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для отказа в представлении предпринимателю спорного земельного участка в аренду у Администрации (Управления) не имелось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судов и правомерно отклонены, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 13 января 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2016 года по делу в„– А41-93927/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ

Судьи
В.В.ПЕТРОВА
О.И.РУСАКОВА


------------------------------------------------------------------