Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.07.2016 N Ф05-8698/2016 по делу N А40-240461/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ за оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку хранение розничным продавцом в необходимых количествах какого-либо товара является неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже в рамках имеющейся лицензии, получение дополнительной лицензии на хранение алкогольной продукции не требуется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. по делу в„– А40-240461/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Московско-Рязанской транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесторанСервис" - Осипенко О.Б. по дов. от 01.12.2015,
рассмотрев 30 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесторанСервис"
на постановление от 22 апреля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г.,
по делу в„– А40-240461/2015,
по заявлению Московско-Рязанской транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансРесторанСервис" (ОГРН 1137746260849)
о привлечении к административной ответственности

установил:

Московско-Рязанская транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (далее - административный орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесторанСервис" (далее - ООО "ТрансРесторанСервис", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) ввиду нарушения указанным юридическим лицом требований законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.11.2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2016 года в удовлетворении заявления отказано по мотиву отсутствия состава правонарушения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 года решение суда отменено, общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. без конфискации алкогольной продукции.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, считая незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции от 11.03.2016.
В судебном заседании представитель ООО "ТрансРесторанСервис" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Административный орган, извещенный о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направил. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судами и следует из материалов рассматриваемого дела, 13.11.2015 сотрудниками Московско-Рязанской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения федерального законодательства об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в складском помещении ООО "ТрансРесторанСервис", расположенном по адресу: г. Москва, Николаевский тупик, совладение 1, стр. 7, помещение в„– 5.
В ходе проверки установлено, что в указанном складском помещении ООО "ТрансРесторанСервис" осуществляет хранение алкогольной продукции двенадцати наименований в количестве 2 836 бутылок.
ООО "ТрансРесторанСервис" получены лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции: лицензия 36РПА0001351 от 02.09.2015; лицензия 68РПА0001161 от 04.12.2013; лицензия 31РПО0000122 от 03.12.2014; лицензия 46/67-235-15/43РПО0000451 от 10.08.2015; лицензия 52РПА0007755 от 14.10.2015; лицензия 16РПА0007389 от 20.08.2015; лицензия 4139 от 15.10.2015; лицензия 4260 от 09.09.2015.
Согласно приложениям к указанным лицензиям общество имеет право реализации алкогольной продукции исключительно в вагонах-ресторанах, поименованных в приложениях к лицензиям, указания на наличие у ООО "ТрансРесторанСервис" обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Москва, Николаевский тупик, домовладение 1, стр. 7, помещение в„– 5, нет ни в одном из приложений к указанным лицензиям.
В ходе проверки со стороны ООО "ТрансРесторанСервис" представлены документы, подтверждающие принадлежность алкогольной продукции, а также легальность ее оборота, в том числе товарная накладная в„– 3407 от 26.10.2015, товарно-транспортная накладная в„– 3407 от 26.10.2015, товарная накладная в„– 3409 от 26.10.2015, товарно-транспортная накладная в„– 3409 от 26.10.2015, товарная накладная в„– 3411 от 26.10.2015, товарно-транспортная накладная в„– 3411 от 26.10.2015, товарная накладная в„– 3408 от 26.10.2015, товарно-транспортная накладная в„– 3408 от 26.10.2015, товарная накладная в„– 3410 от 26.10.2015, товарно-транспортная накладная в„– 3410 от 26.10.2015, товарная накладная в„– 3406 от 26.10.2015, товарно-транспортная накладная в„– 3406 от 26.10.2015.
Согласно договору субаренды нежилых помещений от 28.01.2015 в„– 05-СА/15 у ООО "ТрансРесторанСервис" во временном владении и пользовании находится нежилое помещение общей площадью 47,5 кв. м для использования под склад в целях организации услуг общественного питания в вагонах-ресторанах по адресу: г. Москва, Николаевский тупик, дом 1, стр. 7, помещение в„– 5. Срок действия договора аренды до 18.10.2015, но в силу действующего законодательства в настоящее время считается заключенным на неопределенный срок. Собственником данного помещения является АО "ФПК", который в соответствии со своими локальными нормативными актами не сдает в аренду принадлежащие ему помещения более чем на 11 месяцев.
На момент проверки в вышеуказанном складе находилось 1 133,61 литра алкогольной продукции, что не превышает количество, необходимое для осуществления розничной продажи в обособленных подразделениях общества (вагонах-ресторанах).
26.11.2015 административным органом вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, которое в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлено для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Так, согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Федеральным законом от 22 ноября 1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон в„– 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (пункт 1 статьи 6 Закона).
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (подпункт 16 статьи 2 Федерального закона в„– 171-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона в„– 171-ФЗ алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона в„– 171-ФЗ производство и оборот, включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется при наличии лицензии.
В силу пункта 19 статьи 19 Федерального закона в„– 171-ФЗ в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма лицензиата, место его нахождения, адрес его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.
В соответствии с пункта 20 статьи 19 Федерального закона в„– 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
В силу требований пункта 1 статьи 26 Федерального закона в„– 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 в„– 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено лицензирование такого вида деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
В то же время данной нормой предусмотрена также выдача лицензий на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; розничную продажу алкогольной продукции. При этом неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.
В этой связи, судом первой инстанции правомерно установлено, что обществом исполнены требования Федерального закона в„– 171-ФЗ в части лицензирования своей деятельности, поскольку хранение розничным продавцом в необходимых количествах какого-либо товара является неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже в рамках имеющейся лицензии.
Как правильно указал суд первой инстанции, основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Суды первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, исходил из отсутствия состава вмененного административного правонарушения, поскольку пришел к выводу о том, что обществом были предприняты все необходимые меры по исполнению требования Федерального закона в„– 171-ФЗ в части лицензирования своей деятельности, а получение дополнительной лицензии на хранение алкогольной продукции обязанностью общества не является.
В нарушение требований части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возложил бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, на общество, при этом не опровергнув вывод суда первой инстанции об отсутствии вины ООО "ТрансРесторанСервис" во вменяемом ему правонарушении со ссылкой на материалы дела и положения закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 года по делу в„– А40-240461/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2016 года оставить в силе.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------