Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.06.2016 N Ф05-7654/2016 по делу N А40-162380/2015
Требование: О признании незаконными действий должностных лиц по включению в государственный кадастр недвижимости информации о кадастровой стоимости помещений.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку в заявлении не указано, какую кадастровую стоимость помещений заявитель считает надлежащей, не представлен обоснованный расчет такой стоимости. Таким образом, суд в результате вынесения обжалуемых судебных актов фактически освободил заявителя от установленной законом обязанности по уплате налога на имущество, что не может быть признано правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. по делу в„– А40-162380/2015

Резолютивная часть постановления объявлена "06" июня 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2016 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Аталиковой З.А., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от истца: Тугаев П.А., дов. от 07.09.2015
от ответчика: Управлению Росреестра по г. Москве - Велиев М.Н., дов. от 31.12.2015 в„– 29116/2015
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение от 09 декабря 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
и постановление от 21 марта 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.,
по делу по заявлению АО "СОГАЗ Тауэр"
к Управлению Росреестра по г. Москве, ФГБУ ФКП "Росреестра"
признании незаконными действий

установил:

Акционерное общество "СОГАЗ Тауэр" (далее - АО "СОГАЗ Тауэр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, заинтересованное лицо) и Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ ФКП "Росреестра") о признании незаконными действий по включении сведений в государственный кадастр недвижимости информации о кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, расположенных по адресу г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10, в размере 4 211 362 376 рублей 86 копеек по мотивам неверного определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Москве просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Заинтересованное лицо - ФГБУ ФКП "Росреестра", надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, АО "СОГАЗ Тауэр" является собственником нежилых помещений общей площадью 16 433,2 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001085:2013, расположенных по адресу: г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10.
В результате камеральной налоговой проверки АО "СОГАЗ Тауэр" в июне 2015 года было установлено, что Управление Росреестра по г. Москве предоставило налоговому органу информацию о величине кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013 по состоянию на 01.01.2014, составившей 4 211 362 376 рублей 86 копеек.
В ответ на запрос АО "СОГАЗ Тауэр" ФГБУ "ФКП Росреестра" выдало кадастровую справку от 10.08.2015, согласно которой кадастровая стоимость помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014 составила 4 211 362 376 рублей 86 копеек.
Полагая, что действия заинтересованных лиц по включению сведений в государственный кадастр недвижимости информации о кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, расположенных по адресу г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10, в размере 4 211 362 376 рублей 86 копеек не соответствуют закону и нарушают его права и охраняемые законом экономические интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Закона в„– 221-ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (ч. 5 ст. 4 Закона в„– 221-ФЗ).
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона в„– 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 24.11 Закона об оценочной деятельности в„– 135-ФЗ (далее - Закон в„– 135-ФЗ) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в соответствии со ст. 24.13 Закона в„– 135-ФЗ формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса.
При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.
Правительством г. Москвы принято Постановление в„– 752-ПП от 26.11.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории города Москвы по состоянию на 01.01.2013.
Постановление Правительства г. Москвы в„– 752-ПП от 26.11.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" содержит в качестве приложения три таблицы: минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе территориальных единиц г. Москвы (таблица в„– 1); средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории г. Москвы (таблица в„– 2); результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (таблица в„– 3).
Таблица в„– 3 к Постановлению Правительства Москвы в„– 752-ПП, содержит прямое перечисление объектов недвижимости, кадастровая стоимость на которые определена в индивидуальном порядке. Вместе с тем, в указанной таблице отсутствует определение в индивидуальном порядке кадастровой стоимости спорных помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, расположенных по адресу г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10.
До принятия Правительством г. Москвы постановления в„– 752-ПП действовало постановление Правительства г. Москвы в„– 805-ПП от 25.12.2012 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", положениями которого также были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 29.07.2012.
В постановлении Правительства г. Москвы в„– 805-ПП от 25.12.2012 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" отсутствует определение в индивидуальном порядке кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, расположенных по адресу г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10.
До принятия постановления Правительства Москвы в„– 805-ПП от 25.12.2012 кадастровая стоимость объектов капитального строительства в г. Москве не утверждалась и государственная кадастровая оценка не проводилась.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве могли быть утверждены либо постановлением Правительства г. Москвы в„– 805-ПП от 25.12.2012, либо постановлением Правительства г. Москвы в„– 752-ПП от 26.11.2013; информация об утверждении кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, расположенных по адресу г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10 в указанных постановлениях не содержится.
В Кадастровой справке от 10.08.2015 о кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013 по состоянию на 01.01.2014 содержится ссылка на постановление Правительства г. Москвы в„– 752-ПП от 26.11.2013.
Поскольку упоминание спорных нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013 в указанном постановлении отсутствует, суд посчитал, что вывод регистратора об утверждении кадастровой стоимости в соответствии с указанным постановлением Правительства г. Москвы носит формальный характер и не соответствует действительности.
Таким образом, по мнению суда, правовых оснований для включения сведений в государственный кадастр недвижимости информации о кадастровой стоимости помещений с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, расположенных по адресу г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10, в размере 4 211 362 376 рублей 86 копеек у заинтересованных лиц не имелось.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
В соответствии с ч. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Из материалов дела усматривается, что помещения с кадастровым номером 77:01:0001085:2013, расположенные по адресу г. Москва, просп. Академика Сахарова, д. 10, подпадают под действие ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования об обязании заинтересованных лиц исключить из сведений государственного кадастра недвижимости информацию о кадастровой стоимости спорных помещений в размере 4 211 362 376 руб. 86 коп. в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу, суд не указал иную стоимость, являющуюся по мнению заявителя или суда верной и подлежащей применению для целей налогообложения.
В заявлении не указано, какую кадастровую стоимость помещений заявитель считает надлежащей, не представлен обоснованный расчет такой стоимости.
Таким образом, суд в результате вынесения обжалуемых судебных актов фактически освободил заявителя от установленной законом обязанности по уплате налога на имущество, что не может быть признано правомерным.
Судом не дана оценка указанным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, предложить истцу уточнить заявленные требования, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 года по делу в„– А40-162380/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
С.В.НЕЧАЕВ

Судьи
З.А.АТАЛИКОВА
Е.А.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------