Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.08.2016 N Ф05-11390/2016 по делу N А41-96016/15
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа, обязании произвести государственную регистрацию права.
Обстоятельства: Третьему лицу на праве собственности принадлежит дом с хозпостройками. Сооружение расположено на земельном участке, в кадастровом паспорте которого имеются сведения о нахождении в его границах объекта недвижимости, входящего в единую систему газоснабжения. В государственной регистрации права собственности РФ было отказано в связи с непредставлением правоустанавливающих документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку несоразмерность площади участка площади находящегося на нем объекта недвижимости не предусмотрена законом в качестве основания для отказа в государственной регистрации права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу в„– А41-96016/15

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области представитель не явился, извещен
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области представитель не явился, извещен
от третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" Казаковой Н.П. по доверенности от 05 декабря 2015 года в„– 857
Администрации Можайского муниципального района Московской области представитель не явился, извещен
рассмотрев 18 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 16 марта 2016 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Уваровым А.О.
на постановление от 17 июня 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Мищенко Е.А.
по делу в„– А41-96016/15
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области, ОГРН 1097746296977)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области, ОГРН 1047727043561)
о признании незаконным отказа
третьи лица Администрация Можайского муниципального района Московской области (ОГРН 1025003472097), Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (ООО "Газпром трансгаз Москва" ОГРН 1025000653920)

установил:

ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа от 31 августа 2015 года в„– 50-50/001-50/001/004/2015-6266 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:00202204:17, площадью 2907 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, пс. Уваровский, п. Уваровка; об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:00202204:17, площадью 2907 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, пс. Уваровский, п. Уваровка.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Администрация Можайского муниципального района Московской области и ООО "Газпром трансгаз Москва".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2016 года заявление удовлетворено частично, оспариваемый отказ признан незаконным. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 года указанное решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении заявления. На Управление Росреестра по Московской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020204:17 площадью 2907 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, пс. Уваровский, п. Уваровка. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром трансгаз Москва" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Администрации Можайского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит дом оператора ГРС р.п. Уваровка с хозпостройками общей площадью 153,3 кв. м, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации в„– 50-50-18/046/2010-125 от 20 октября 2010 года.
Согласно кадастровому паспорту, указанное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:18:00202204:17. Данный земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования - под размещение и эксплуатацию дома оператора "Яхрома".
В соответствующих разделах кадастрового паспорта имеются сведения о нахождении в границах вышеназванного земельного участка объекта недвижимости, входящего в единую систему газоснабжения, принадлежащую ПАО "Газпром" на праве собственности.
ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:00202204:17 с приложением необходимых документов.
Сообщением от 31 августа 2015 года в„– 50-50/001-50/001/004/2015-6266 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности Российской федерации на указанный выше земельный участок со ссылкой на то, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на земельный участок, а также документы, подтверждающие, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Признавая незаконным оспариваемый отказ, суды исходили из того, что в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Федеральным законом от 31 марта 1999 года в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статьям 5, 6 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, как указали суды, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
На земельном участке с кадастровым номером 50:18:00202204:17, площадью 2907 кв. м, располагается дом оператора ГРС р.п. Уваровка с хозпостройками общей площадью 153,3 кв. м.
Указанный объект принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ в„– 161243 и используется для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Вышеуказанный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на этом участке расположен объект недвижимости, который принадлежит субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:18:00202204:17, содержавшие полную и необходимую информацию о данных объектах недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Повторно рассматривая данное дело, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания регистрирующего органа зарегистрировать право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:18:00202204:17, сделанным со ссылкой на то, что площадь вышеназванного земельного участка (2907 кв. м) существенно превышает площадь расположенного на нем строения (153,3 кв. м), а обоснования необходимости использования такой площади заявителем не представлено.
Между тем, как посчитал апелляционный суд, указывая на несоразмерность площади земельного участка находящегося на нем объекта недвижимого имущества, используемого для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции не учел, что Закон о государственной регистрации не предусматривает такого основания для отказа в государственной регистрации права.
Кроме того, указанное судом первой инстанции основание не было приведено в оспариваемо отказе.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 года по делу в„– А41-96016/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------