Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.08.2016 N Ф05-11668/2016 по делу N А41-100276/15
Требование: О признании незаконными отказов регистрирующего органа и обязании произвести государственную регистрацию.
Обстоятельства: Уполномоченному органу отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки со ссылкой на отсутствие оснований для отнесения этих земельных участков к землям федеральной собственности и на непредставление документов, подтверждающих возникновение данного права у Российской Федерации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. по делу в„– А41-100276/15

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ОАО "Газпром": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Газпром трансгаз Москва": не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Дмитровского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 16 августа 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2016 г.,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2016 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-100276/15
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконными отказов,
третьи лица: публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518; 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 1); общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (ОГРН 1025000653920; 142770, г. Москва, поселение Сосенское, поселок Газопровод, д. 101, корп. 1); Администрация Дмитровского муниципального района Московской области (ОГРН 1035001600171; 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Советская, д. 2); Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-кт., д. 54),

установил:

24 сентября 2015 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управления Росреестра по Московской области, ответчик) с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0000000:89670 площадью 12 630 кв. м, 50:04:0000000:89671 площадью 17 163 кв. м, 50:04:0000000:89672 площадью 79 060 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, г/п Ярома, г. Яхрома, ул. Поселковая, д. 38, находящиеся в собственности открытого акционерного общества "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") с приложением необходимых документов.
06 ноября 2015 г. Управление Росреестра по Московской области вынесло решения в„– 50/50/001-50/001/006/2015-523; в„– 50-50/001-50/001/006/2015-526; в„– 50-50/001-50/001/006/2015-528 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: в„– 50:04:0000000:89670, в„– 50:04:0000000:89671, в„– 50:04:0000000:89672, сославшись на непредставление правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на земельные участки, а также документы, подтверждающие, что на испрашиваемых земельных участках расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Полагая, что указанные отказы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений от 06 ноября 2015 г. в„– 50/50/001-50/001/006/2015-523, в„– 50-50/001-50/001/006/2015-526, в„– 50-50/001-50/001/006/2015-528 об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами в„– 50:04:0000000:89670, в„– 50:04:0000000:89671, в„– 50:04:0000000:89672 и об обязании Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона о регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые отказы в государственной регистрации права не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - комплекс-компрессорная станция "Яхрома", подъездная дорога к ГКС "Яхрома" протяженностью 2 500 м, магистральный газопровод "КГМО нитка" (от 278 км до 469,1, от 0 км до (117 км) протяженностью 127 м, магистральный газопровод "Грязовец-КГМО" (341,0 км - 498,0 км), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24 ноября 2005 г., 09 февраля 2009 г., 02 июля 2009 г., 10 августа 2007 г. и техническим паспортом компрессорной станции "Яхрома".
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам, указанные линейные сооружения расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:04:0000000:89670, 50:04:0000000:89671, 50:04:0000000:89672. Данные земельные участки отнесены к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования - под компрессорной станцией "Яхрома".
В соответствующих разделах кадастровых паспортов имеются сведения о нахождении в границах спорных земельных участков объектов недвижимости, входящих в единую систему газоснабжения, принадлежащих ПАО "Газпром" на праве собственности.
Таким образом, названные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
Принимая во внимание, что Управлению Росреестра по Московской области были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов ТУ Росимущества в Московской области суды обязали осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0000000:89670, 50:04:0000000:89671, 50:04:0000000:89672.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2016 г. по делу в„– А41-100276/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------