Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N Ф05-2602/2016 по делу N А41-66751/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в согласовании проекта договора аренды, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов и направить проект договора аренды земельного участка.
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что было принято решение об отказе в согласовании договора аренды в связи с отсутствием основания для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом соблюден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по всем процедурам, установленным Земельным кодексом РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А41-66751/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Гранд" - Литенков Ю.Б. доверенность от 30 июля 2015 года в„– 10/15,
от заинтересованного лица: администрация Орехово-Зуевского м. р. - Данилов К.В. доверенность от 16 декабря 2015 года в„– 2202-1/02-21,
от третьих лиц: КУИ администрации Орехово-Зуевского м. р. - Селезнева Т.В. доверенность от 18 января 2016 года в„– 3,
Минимущество МО - Гусева М.Н. доверенность от 11 января 2016 года в„– 7,
рассмотрев 29 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского района
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 21 января 2016 года,
принятое судьями Иевлевым П.А., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ООО "Гранд"
о признании незаконным отказа Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, обязании принять решение
третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского района; Министерство имущественных отношений Московской области

установил:

ООО "Гранд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (далее - администрация) в согласовании проекта договора аренды ввиду отсутствия оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов в отношении земельного участка площадью 180 кв. м с кадастровым номером 50:24:0020209:593, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Дрезна, ул. Юбилейная, д. 6, под реконструкцию магазина для увеличения торговой площади на 25 кв. м, оформленного письмом от 22 июля 2015 года в„– 1216-2/02-21; обязании принять решение о предоставлении в аренду сроком на 5 лет данного земельного участка без проведения торгов; обязании направить проект договора аренды данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2016 года решение отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского района (далее - комитет) обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование приводит доводы о том, что администрация не имела достаточно правовых оснований для самостоятельного принятия решения о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
В судебном заседании представители комитета и администрации доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представитель общества, как в представленном отзыве, так и в судебном заседании, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Министерство имущественных отношений Московской области, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "Гранд" с заявлением от 12 марта 2015 года о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 50:24:0020209:593, с приложением всех необходимых документов, в том числе кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области направила в адрес общества письмо от 22 июля 2015 года в„– 1216-2/02-21, которым сообщила об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области принято решение об отказе в согласовании договора аренды в ввиду отсутствия основания для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Посчитав отказ незаконным, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования и отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
В силу части 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
В соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в указанной редакции Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Как установлено судом, по заявлению ООО "Гранд" Комиссией по земельным вопросам и градостроительному регулированию Орехово-Зуевского муниципального района предварительно согласовано предоставление в аренду обществу земельного участка площадью 180 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Дрезна, ул. Юбилейная, д. 6, под реконструкцию магазина для увеличения торговой площади на 25 кв. м, что подтверждается выпиской из протокола от 11 июня 2014 года в„– 6.
В Информационном вестнике Орехово-Зуевского района от 11 июля 2014 года опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка.
Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 24 декабря 2014 года в„– 2793 утверждены схема расположения на кадастровой карте территории земельного участка, акт выбора данного земельного участка площадью 180 кв. м, и предварительно согласовано место размещения реконструкции магазина. Земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
Согласно кадастровому паспорту от 03 августа 2015 года земельный участок площадью 180 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -под реконструкцию магазина для увеличения торговой площади на 25 кв. м, с местоположением: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Дрезна, ул. Юбилейная, д. 6, сформирован и 18 февраля 2015 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:24:0020209:593.
Таким образом, обществом соблюден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по всем процедурам, установленным Земельным кодексом (в применимой к спорным отношениям редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года).
В связи с этим, у ООО "Гранд" возникло право, в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) и пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании заявления, без проведения торгов, получить в аренду вышеуказанный земельный участок.
Ссылка комитета на то, что основанием для отказа послужило отрицательное решение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается комитет, само по себе не могло в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса) служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении ООО "Гранд" в аренду земельного участка.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2016 года по делу в„– А41-66751/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
Е.А.АНАНЬИНА


------------------------------------------------------------------