Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N Ф05-2646/2016 по делу N А41-28282/2015
Требование: Об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем исключения из него сведений о земельных участках, исключении записей из ЕГРП о данных участках и истребовании их из незаконного владения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что принадлежащие ответчику на праве собственности земельные участки полностью накладываются на земли лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в государственном кадастре недвижимости не имеется сведений о местоположении границ участков лесного фонда, ходатайств о назначении судебной землеустроительной экспертизы от сторон не поступало.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А41-28282/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Комитет лесного хоз-ва МО - Кузьмина К.А. доверенность от 23 декабря 2015 года в„– 27Дов-469,
от заинтересованного лица: ООО "Управляющая компания "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" - Полякова Ю.Ю. доверенность от 23 марта 2016 года в„– 54,
от третьих лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
ТУ Росимущества в МО - извещено, представитель не явился,
Управление Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 29 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 08 октября 2015 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 15 декабря 2015 года,
принятое судьями Огурцовым Н.А., Епифанцевой С.Ю., Коноваловым С.А.,
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918)
об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, исключении из Единого государственного реестра прав записи о земельных участках, истребовании из незаконного владения земельных участков, относящихся к землям лесного фонда,
к ООО "Управляющая компания "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" (ОГРН: 1065407138070)
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра"; ТУ Росимущества в Московской области; Управление Росреестра по МО

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковыми требованиями к ООО "Управляющая компания "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" с требованиями внести изменения в Государственного кадастр недвижимости путем исключения из него сведений о земельных участках с кадастровыми номерами: 50:31:0060101:60, площадью 21000 кв. м; 50:31:0060101:61, площадью 23000 кв. м; 50:31:0060101:62, площадью 23100 кв. м; 50:31:0060101:63, площадью 20000 кв. м; 50:31:0060101:64, площадью 25000 кв. м; 50:31:0060101:55, площадью 17000 кв. м; 50:31:0060101:56, площадью 20000 кв. м; 50:31:0060101:57, площадью 21000 кв. м; 50:31:0060101:58, площадью 22000 кв. м; 50:31:0060101:59, площадью 22000 кв. м и 50:31:0060101:124, площадью 14000 кв. м, расположенными по адресу: район, с/п Баранцевское, в районе деревни Новоселки; исключить запись из ЕГРП о данных земельных участках и истребовать из незаконного владения земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, расположенные в квартале 21 выделе 10, 11 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что указанные земельные участки, являющиеся лесными участками в составе земель лесного фонда и принадлежащие Российской Федерации, отчуждены в собственность общества в нарушение закона, подлежат изъятию из чужого незаконного владения.
В судебном заседании представитель комитета доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель общества, как в представленном отзыве, так и в судебном заседании, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
ФГБУ "ФКП Росреестра", ТУ Росимущества в МО, Управление Росреестра по МО, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили, отзыв не представили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что при проведении осмотра лесного участка и сопоставления данных публичной кадастровой карты с материалами лесоустройства комитетом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0060101:60, 50:31:0060101:61, 50:31:0060101:62, 50:31:0060101:63 и 50:31:0060101:64 полностью накладываются на земли лесного фонда, а именно: на квартал 21 выделы 10 Подольского сельского участкового лесничества; земельные участки с КН 50:31:0060101:57, 50:31:0060101:58, 50:31:0060101:59 полностью накладываются на земли лесного фонда - квартал 21 выделы 10,11 Подольского сельского участкового лесничества; земельный участок с КН 50:31:0060101:124 полностью накладывается на земли лесного фонда, а именно: на квартал 21 выдел 11 Подольского сельского участкового лесничества.
Указанные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности согласно выпискам из ЕГРП, имеют категорию "земли промышленности" согласно кадастровым выпискам. При этом, на лесные участки Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району - квартал 21 выдел 10, 11, зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией, согласно свидетельству о госрегистрации права от 14 апреля 2009 года.
Полагая, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, комитет обратился с заявленными требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 4.4 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, согласно кадастровым выпискам земельные участки с кадастровыми номерами: 50:31:0060101:60, 50:31:0060101:61, 50:31:0060101:62, 50:31:0060101:63, 50:31:0060101:64, 50:31:0060101:55, 50:31:0060101:56, 50:31:0060101:57, 50:31:0060101:58, 50:31:0060101:59, 50:31:0060101:124, были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060101:14 При этом установлена категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под производство.
Спорные земельные участки были приобретены у ЗПИФ недвижимости "Терра" в 2014 году по договору купли-продажи земельных участков от 05 марта 2014 года в„– Тер-07-2014-29, в связи с чем было зарегистрировано право собственности общества на спорные земельные участки, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество были сделаны записи о регистрации и выданы свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки от 23 апреля 2014 года 50-A3 в„– 521790, 50-A3 в„– 521827, 50-A3 в„– 520525, 50-A3 в„– 521828, 50-A3 в„– 521835, 50-A3 в„– 521834, 50-A3 в„– 521833, 50-A3 в„– 521832, 50-A3 в„– 521831, 50-A3 в„– 521830, 50-A3 в„– 521992.
Представленные комитетом в обоснование своих доводов: акт осмотра территории лесного участка от 09 июня 2014 года с картой и фототаблицей, свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда, в т.ч. квартал 21; выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 30 июля 2014 года, таксационное описание земель лесного фонда в Чеховском районе по состоянию на 01 января 2007 года, не являются достаточными документами, подтверждающими в силу действовавшего и действующего лесного законодательства факт действительного расположения участков лесного фонда.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участков лесного фонда на территории данного кадастрового района, не представлено; в ГКН не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по вышеназванным адресам. Ходатайства о назначении судебной землеустроительной экспертизы от сторон не поступило.
При этом, акт осмотра территории лесных участков от 09 июня 2014 года, со схемами наложения, составлен государственным лесным инспектором Московской области в присутствии старших участковых лесничеств, в отсутствие правообладателя спорных земельных участков, в связи с чем правомерно не принят судами во внимание как доказательство наложения данного участка на земли лесного фонда.
На основании изложенного, комитетом не представлено доказательств включения спорных земельных участков либо их частей в состав земель лесного фонда, не представлены доказательства межевания границ спорных участков лесного фонда, находящегося в квартале 21 выдела 10, 11 Подольского сельского участкового лесничества Чеховского района на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в„– 10 и Пленума ВАС РФ в„– 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" согласно нормам статьи 301 Гражданского кодекса РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Однако, в силу пункта 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года в„– 863/22, в состав полномочий комитета не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации. В том числе такое право не предусмотрено положениями статьи 83 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда, равно как и отсутствии необходимости об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Иная оценка установленных арбитражным судом фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2015 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 года по делу в„– А41-28282/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
Е.А.АНАНЬИНА


------------------------------------------------------------------