Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2016 N Ф05-317/2016 по делу N А41-36836/15
Требование: О возложении обязанности по осуществлению учета изменений характеристик земельного участка на орган кадастрового учета.
Обстоятельства: Несоответствие фактических границ сведениям указанным в государственном кадастре недвижимости, является кадастровой ошибкой при описании местоположения границ земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлен факт наличия ошибки, которая мешает постановке на государственный учет спорного земельного участка, при этом испрашиваемый земельный участок находится непосредственно под зданием, принадлежащим обществу на праве собственности, а общество, как собственник объекта недвижимости - является лицом, которое вправе владеть и пользоваться участком.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу в„– А41-36836/15

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Экселент": Геера И.Л. (дов. от 08.02.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского поселения Ступино Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Ступинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 09 февраля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-36836/15
по заявлению ООО "Экселент"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрации городского поселения Ступино Московской области, Администрации Ступинского муниципального района Московской области
о возложении обязанности по осуществлению учета изменений характеристик земельного участка на орган кадастрового учета,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Экселент" (далее - ООО "Экселент", общество, заявитель) является собственником нежилого здания - ателье в„– 2, общей площадью 516,30 кв. м, расположенного по адресу Московская область, г. Ступино, ул. Октябрьская д. 46а.
Указанное здание расположено на земельном участке площадью 761,3 кв. м с кадастровым номером 50:33:0040129:9.
Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2013 г. по делу в„– А41-41261/2013 установлено, что сведения государственного кадастра недвижимости относительно описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9 не соответствуют фактическим границам данного земельного участка.
Несоответствие фактических границ сведениям государственного кадастра недвижимости является кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, что отражено в заключении кадастрового инженера Мареевой М.И. от 17 июня 2014 г. (лист в„– 7 межевого плана).
06 февраля 2015 г. ООО "Экселент" обратилось в Администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9.
Письмом от 01 апреля 2015 г. в„– 637/2-17 Администрация городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области сообщила обществу об оставлении указанного заявления без рассмотрения, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040129:9, расположенный по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Октябрьская д. 46а относится к землям неразграниченной государственной собственности и прав на распоряжение им у администрации не имеется.
Аналогичное заявление было направлено обществом 07 апреля 2015 г. в Администрацию Ступинского муниципального района Московской области, однако какого-либо ответа ООО "Экселент" получено не было.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Экселент" в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, кадастровая палата), Администрации городского поселения Ступино Московской области (далее - Администрация поселения), Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее -Администрация Ступинского района) об обязании осуществить учет изменений характеристик земельного участка площадью 761 кв. м с кадастровым номером 50:33:0040129:9 из земель населенных пунктов, предоставляемого для бытового обслуживания населения, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Октябрьская д. 44а, в части площади земельного участка и в части описания местоположения границ земельного участка и установлению их в координатах: 1: X 372759,13 Y 222426152; 2: X 372756,07 Y 2224295,06; 3: X 372733,63 Y 2224293,25; 4: X 372736,71 Y 2224259,48; 1: 372759,13 Y 2224261,52.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 г. решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2015 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрацию Ступинского муниципального района Московской области и Администрацию городского поселения Ступино осуществить учет изменений характеристик земельного участка площадью 761 кв. м с кадастровым номером 50:33:0040129:9 из земель населенных пунктов, предоставленного для бытового обслуживания населения, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Октябрьская, д. 46-а, в части площади земельного участка и в части описания местоположения границ земельного участка и установлению их в координатах: 1: X 372759,13 Y 2224261,52; 2: X 372756,07 Y 2224295,06; 3: X 372733,63 Y 2224293,25; 4. X 372736,71 Y 2224259,48; 1: X 372759,13 Y 2224261,52.
В кассационной жалобе Администрация Ступинского муниципального района Московской области просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Экселент" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрации городского поселения Ступино Московской области, Администрации Ступинского муниципального района Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 1 названного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации (статья 5 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Статьей 16 указанного Закона предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (пункт 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2).
Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В силу части 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 марта 2011 г. в„– 14765/10, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку сведения государственного кадастра недвижимости относительно описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9 не соответствуют фактическим границам данного земельного участка, то они подлежат исправлению в порядке части 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости.
При этом судом принято во внимание, что в рамках дела в„– А41-41261/2013 было установлено несоответствие фактическим границам содержащимся в государственном кадастре недвижимости сведений относительно описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9.
В рамках дела в„– А41-41410/10 судом была проведена землеустроительная экспертиза, по результатам проведения которой был установлен факт частичного несоответствия местоположения границ земельного участка, указанных в кадастровом паспорте, фактическому местоположению границ спорного земельного участка ввиду ошибочного включения в границы спорного земельного участка проезжей части двух автодорог.
В дальнейшем общество обратилось в Администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о подготовке межевого плана испрашиваемого земельного участка (под эксплуатацию принадлежащего обществу объекта недвижимости - ателье) и обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об описании местоположения границ спорного земельного участка в соответствии с заключением экспертизы, принять решение о предоставлении обществу земельного участка в собственности за плату в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи этого участка земли.
Письмом от 20 мая 2013 г. в„– И5-21/2256 Администрация Ступинского муниципального района Московской области отказала обществу в удовлетворении заявления, сославшись на то, что подготовка межевого плана и обращение в орган кадастрового учета за внесением изменений в кадастровый паспорт является обязанностью общества, при этом до внесения соответствующих изменений в кадастровый паспорт земельного участка решение вопроса о его предоставлении в собственность является преждевременным.
В связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, кадастровым инженером Мареевой М.И. был составлен межевой план земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера Мареевой М.И. от 17 июня 2014 г. в ходе проведения контрольных работ по проверке правильности определения местоположения и конфигурации границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9 была выявлена ошибка в местоположении и конфигурации границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ (территориального устройства) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, а именно: были неверно определены координаты поворотных точек границ земельного участка, что подтверждается несоответствием таких границ (координат характерных точек границ земельного участка) по сведениям ГКН и фактическом расположению. Ошибочные координаты земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9 были воспроизведены в сведениях государственного кадастра недвижимости с документов межевания.
На основании изложенного кадастровым инженером был сделан вывод о наличии ошибки, которая привела к невозможности постановки на государственный учет земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9.
Поскольку испрашиваемый земельный участок находится непосредственно под зданием, принадлежащем ООО "Экселент" на праве собственности, а общество как собственник объекта недвижимости является лицом, которое вправе владеть и пользоваться земельным участком, необходимым для эксплуатации этого объекта недвижимости, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости исправления кадастровой ошибки в порядке, установленном частью 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2015 г. по делу в„– А41-36836/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------