Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.2016 N Ф05-18867/2015 по делу N А41-25762/15
Требование: 1) О признании незаконным решения уполномоченного органа; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Обществу отказано в государственной регистрации права собственности на квартиры в связи с тем, что в ГКН отсутствуют сведения об объектах недвижимости, заявленных к регистрации.
Решение: 1) Требование удовлетворено, поскольку спорные объекты были поставлены на кадастровый учет, информация об этом была размещена на официальном сайте и носит публичный характер; 2) Требование удовлетворено частично, поскольку оспариваемый отказ, не основанный на законе, повлиял на имущественное положение общества, в результате чего общество было вынуждено повторно уплатить госпошлину за государственную регистрацию права собственности на квартиры.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу в„– А41-25762/15

Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 09.02.2016
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Аталиковой З.А., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" - Спиридонов А.А.- доверен. от 19.11.2015 г.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Погонялина А.Н., довер. от 01.02.2016 в„– 22-д
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Зайцева Ю.А. - доверен. от 27.07.2015 в„– 20/119-СВ
рассмотрев 02.02.2016 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 09.07.2015
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бобковой С.Ю.,
на постановление от 15.09.2015
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
по заявлению Акционерного общества "Главное управление обустройства войск"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности АО "ГУОВ" на объекты недвижимости

установил:

Акционерное общество "Главное управление обустройства войск" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором просило:
- признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 08.12.2014 в„– 42/040/2014-190 и в„– 42/040/2014-194 об отказе в государственной регистрации права собственности АО "ГУОВ" на объекты недвижимости:
а) жилое помещение, квартира, адрес объекта: Московская область, г. Долгопрудный, д. 74, к. 2, кв. 44 кадастровый в„– 50:42:0000000:59883;
б) жилое помещение, квартира, адрес объекта: Московская область, г. Долгопрудный, д. 74, к. 2, кв. 188 кадастровый в„– 50:42:0000000:60059;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности АО "ГУОВ" на следующие объекты недвижимости:
а) жилое помещение, квартира, адрес объекта: Московская область, г. Долгопрудный, д. 74, к. 2, кв. 44 кадастровый в„– 50:42:0000000:59883;
б) жилое помещение, квартира, адрес объекта: Московская область, г. Долгопрудный, д. 74, к. 2, кв. 188 кадастровый в„– 50:42:0000000:60059;
- взыскать с Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за счет казны Российской федерации в пользу АО "ГУОВ" убытки в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.07.2015 решения управления от 08.12.2014 в„– 42/040/2014-190 и в„– 42/040/2014-194 признаны незаконными. С Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за счет казны Российской федерации взыскано 30 000 руб. убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2015 по делу в„– А41-25762/15 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 по делу в„– А41-25762/15, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, судами не учтено, что после 01.01.2013 обязательное представление кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения объекта незавершенного строительства необходимо в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, причиной отказа в государственной регистрации права на спорные квартиры послужило отсутствие сведений о постановке спорных квартир на кадастровый учет, заявителем не доказан состав убытков, суды не применили пункты 10, 11 статьи 33 Закона о регистрации, подлежащие применению в настоящем деле, а также не правильно истолковали пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации и статью 45 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 по делу в„– А41-25762/15, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Акционерное общество "Главное управление обустройства войск" доводы кассационной жалобы отклонило, просило судебные акты оставить в силе.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержала доводы кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, АО "ГУОВ" обратилось в управление с заявлениями о регистрации права собственности" на объекты недвижимости: жилое помещение, квартира, адрес объекта: Московская область, г. Долгопрудный, д. 74, к. 2, кв. 44 кадастровый в„– 50:42:0000000:59883; жилое помещение, квартира, адрес объекта: Московская область, г. Долгопрудный, д. 74, к. 2, кв. 188 кадастровый в„– 50:42:0000000:60059.
05.11.2014 уведомлениями в„– 42/040/2014-190 и в„– 42/040/2014-194 управление сообщило истцу о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением документов, свидетельствующих о том, что заявленные к регистрации объекты являются учтенными в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В целях предоставлении необходимых сведений для устранения причин, препятствующих государственной регистрации государственным регистратором направлен запрос в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
08.12.2014 в„– 42/040/2014-190 и в„– 42/040/2014-194 управлением отказано в государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости со ссылкой на пункты 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку проведенным мониторингом сведений Государственного кадастра недвижимости установлено, что в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об объектах недвижимости, заявленных к регистрации.
Полагая вышеуказанный отказ регистрирующего органа незаконным и нарушающим права и законные интересы АО "ГУОВ", последний обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица. При этом к заявлению о государственной регистрации прав в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В силу положений ст. ст. 12, 19 Закона о регистрации, в ЕГРП подлежат внесению только достоверные сведения. Причем государственная регистрация прав в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно п. 2.1 ст. 19 Закона о регистрации, в случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Таким образом, исходя из положений ст. ст. 16, 19 Закона о регистрации, если у регистратора возникли сомнения в момент проведения правовой экспертизы документов (ст. 13 Закона о регистрации), то он обязан самостоятельно запросить данные документы, а в случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Отказывая в осуществлении государственной регистрации, Управление исходило из отсутствия в Государственном кадастре недвижимости сведений об объектах недвижимости, заявленных к регистрации и отсутствия ответа на запрос.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно статье 43 Закона о кадастре 01.01.2013 закончился переходный период, в течение которого не применялись положения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 в„– 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01.01.2013 возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
Согласно пункту 7 Порядка включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона в„– 221-ФЗ.
В соответствии с пунктами 8, 12 Порядка включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорные объекты недвижимости были поставлены на кадастровый учет 26.07.2012, информация о чем размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации и картографии и носит публичный характер, пришли к правомерному выводу о том, что спорные объекты недвижимости являются учтенными.
Статьей 31 Закона о государственной регистрации прав определена ответственность регистрирующего органа при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме (пункт 3 статьи 31 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Удовлетворяя требования заявителя в части взыскания убытков в размере 30 000 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из тех обстоятельств, что оспариваемый отказ, не основанный на законе, повлиял на имущественное положение АО "ГУОВ", привел к нарушению прав и его законных интересов, в результате незаконных действий общество было вынуждено повторно уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию права собственности на квартиры.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 по делу в„– А41-25762/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.Ю.ДУНАЕВА

Судьи
З.А.АТАЛИКОВА
Е.А.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------