Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2016 N Ф05-18266/2016 по делу N А41-104830/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в аренду земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направить проект договора аренды.
Обстоятельства: Основанием для отказа явилось решение уполномоченного органа об отсутствии оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом соблюден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по всем процедурам, установленным Земельным кодексом РФ, указание на отсутствие возможности предоставить земельный участок без проведения торгов является незаконным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. по делу в„– А41-104830/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Гранд" - Литенков Ю.Б. доверенность от 30 июля 2015 года в„– 10/15,
от заинтересованного лица: Администрация Орехово-Зуевского мун. р-на МО - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Комитет по управлению имуществом администрации - Селезнева Т.В. доверенность от 18 января 2016 года в„– 3,
Министерство имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 30 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 23 мая 2016 года,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 08 сентября 2016 года,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по заявлению ООО "Гранд"
о признании незаконным отказа Администрации Орехово-Зуевского мун. р-на МО
третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации, Министерство имущественных отношений Московской области

установил:

ООО "Гранд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом принятого судом отказа от части требований, о признании незаконным отказа Администрации Орехово-Зуевского мун. р-на МО (далее - администрация) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3941 кв. м с кадастровым номером 50:24:0040689:270, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский р-н, сельское поселение Давыдовское, южнее д. Гора, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение логистического центра, оформленный письмом от 02 ноября 2015 года в„– 1933-3/02-21; обязании принять решение о предоставлении обществу данного земельного участка в аренду сроком на 10 лет; обязании направить в адрес общества проект договора аренды этого земельного участка в установленных законом порядке и сроки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (далее - комитет) обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы об отсутствии оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.
В судебном заседании представитель комитета доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель общества в представленном отзыве и в судебном заседании возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Администрация Орехово-Зуевского мун. р-на МО направила в адрес суда кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Министерство имущественных отношений Московской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "Гранд" с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка администрация, письмом от 02 ноября 2015 года в„– 1933-3/02-21, сообщила об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на соответствующее решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области об отсутствии основания для предоставления земельного участка без проведения торгов (по объяснениям комитета, ответ на запрос был получен от специалистов министерства в устной форме).
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказе законодательству.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
Из пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Как установлено судами, общество 26 марта 2014 года обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Орехово-Зуевском районе, южнее д. Гора, площадью 3 941 кв. м под строительство логистического центра предполагаемой площадью 1 350 кв. м.
Комиссией по земельным вопросам и градостроительному регулирования Орехово-Зуевского муниципального района актом от 09 апреля 2014 года предварительно согласовано место размещения логистического центра - земельного участка 3 941 кв. м, расположенного в Орехово-Зуевском районе, южнее д. Гора, при условии: - информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, - при положительном решении указанного вопроса, а также по результатам выполнения акта выбора и схемы границ на кадастровом плане территории, будет принято окончательное решение под заявленные цели.
В "Информационном вестнике Орехово-Зуевского района" от 23 мая 2014 года в„– 20 (411) опубликовано информационное сообщение о возможном или предстоящем выделении и предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 3 941 кв. м для строительства логистического центра, адрес: Орехово-Зуевский район, сельское поселение Давыдовское, южнее д. Гора.
Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 14 ноября 2014 года в„– 2308 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3941 кв. м, местоположение: Орехово-Зуевский район, с. Давыдовское, южнее д. Гора, для строительства логистического центра; предварительно согласовано место размещения земельного участка и утвержден акт комиссии по выбору земельного участка.
На основании утвержденной схемы земельный участок 24 декабря 2014 года поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера 50:24:0040689:270.
Как следует из кадастровой выписки от 16 ноября 2015 года на земельный участок, его площадь составляет 3941 +/- 44 кв. м, местоположение Орехово-Зуевский район, сп Давыдовское, южнее д. Гора, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - под размещение логистического центра.
Поскольку обществом соблюден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по всем процедурам, установленным Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), указание администрации на отсутствие возможности предоставить земельный участок без проведения торгов, является незаконным.
На основании изложенного, вывод судов о несоответствии оспариваемого отказа законодательству, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о необходимости согласия Правительства Московской области, отклоняются судом кассационной инстанции, Закон Московской области от 24 июля 2014 года в„– 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" вступил в силу лишь с 01 января 2015 года, то есть на момент возникновения спорных правоотношений наличие согласия не требовалось.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судами доказательств.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2016 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2016 года по делу в„– А41-104830/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------