Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.12.2016 N Ф05-18074/2016 по делу N А41-14002/16
Требование: О признании недействительным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Обстоятельства: Партнерству отказано в государственной регистрации права собственности на газопровод в связи с невозможностью однозначно определить сроки строительства газопровода и дату его приемки.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку газопровод прошел учетную регистрацию как законченный строительством и принятый в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. по делу в„– А41-14002/16

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи - Мысака Н.Я.,
судей: Дунаевой Н.Ю., Комаровой О.И.,
при участии в заседании:
от заявителя - Ивлева С.А. доверенность от 01.08.2016
от заинтересованного лица - Шляхтина А.К. доверенность от 16.12.2015 в„– 481-Д
от третьих лиц
Администрация сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области - не явился, извещен
Государственное унитарное предприятие Газового хозяйства Московской Области - не явился, извещен
рассмотрев 24 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
на решение от 17 мая 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Плотниковой Н.В.,
на постановление от 01 сентября 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "КАМЕНКА-ГАЗ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Московской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации
права собственности
третьи лица - Администрация сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области, Государственное унитарное предприятие Газового хозяйства Московской Области

установил:

Дачное некоммерческое партнерство "КАМЕНКА-ГАЗ" (далее - ДНП "КАМЕНКА-ГАЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) о признании недействительным отказа в„– 50/032/009/2015-5918 от 20.01.16 г.; об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности ДНП "КАМЕНКА-ГАЗ" на объект недвижимого имущества газопровод среднего давления протяженностью 2 750 п. м, расположенный по адресу: д. Каменка, Серпуховского района, Московской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области, Государственное унитарное предприятие Газового хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
Также заявителем жалобы указано, что учитывая, что на государственную регистрацию было представлено два акта приемки строительством объекта газораспределительной системы от 08.06.2015 и от 26.09.2015, в которых содержались разные временные периоды начала и окончания работ по строительству системы газоснабжения объекта, то у управления отсутствовала возможность на момент государственной регистрации объекта однозначно определить сроки строительства объекта недвижимости.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства третьи лица Администрация сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области, Государственное унитарное предприятие Газового хозяйства Московской области явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 26.09.2015 ДНП "КАМЕНКА - ГАЗ" обратилось в Муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг и муниципальных услуг населению муниципального образования "Город Серпухов Московской области" с целью государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество "Газопровод среднего давления до 0,3 МПа протяженностью 2750 м".
Уведомлением от 06.10.2015 в„– 50/032/009/2015-5918 государственная регистрация была приостановлена.
Сообщением от 20.01.2016 в„– 50/032/009/2015-5918 было отказано в государственной регистрации права собственности ДНП "КАМЕНКА - ГАЗ" на объект недвижимого имущества - газопровод среднего давления протяженностью 2 750 п. м, расположенный по адресу: д. Каменка, Серпуховского района, Московской области.
Управление, отказывая в осуществлении государственной регистрации права, указало, что государственным регистратором повторно была проведена правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов. В числе дополнительно приобщенных документов был принят акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (адрес объекта: Московская область, Серпуховские р-н, д. Каменка) от 27.02.2015. В пункте 3 акта от 27.02.2015 указано, что строительство системы газоснабжения объекта осуществлялось в сроки: начало работ 17.11.2014, окончание работ 27.02.2015.
В то же время 26.09.2015 на государственную регистрацию был представлен акт приемки оконченного строительством объекта газораспределительной системы (адрес объекта: Московская область, Серпуховский р-н, д. Каменка) от 08.06.2015. В пункте 3 акта от 08.06.2015 указано, что строительство системы газоснабжения объекта осуществлялось в сроки: начало работ 05.05.2015, окончание работ 08.06.2015. Подписи должностных лиц на акте от 27.02.2015 не соответствуют подписям должностных лиц на акте от 08.06.2015. Данное обстоятельство вызвало у государственного регистратора сомнения в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений.
Таким образом, государственный регистратор не смог однозначно определить сроки строительства объекта недвижимости, а также дату приемки законченного строительством объекта, в связи с чем отказал в государственной регистрации права.
Посчитав указанный отказ незаконным, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды со ссылкой на положения Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришли к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения и признали незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества газопровод среднего давления протяженностью 2 750 п. м, расположенный по адресу: д. Каменка, Серпуховского района, Московской области, обязав Управление зарегистрировать право собственности ДНП "КАМЕНКА - ГАЗ" на объект недвижимого имущества газопровод среднего давления протяженностью 2 750 п. м, расположенный по адресу: д. Каменка, Серпуховского района, Московской области.
Выводы судов кассационная коллегия признает правомерными и обоснованными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с положениями статьями 16 - 18 Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 25 Закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества.
Исходя из статей 1, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) газопровод относится к линейным объектам и является объектом капитального строительства.
Как установлено судами, 01.09.2014 заключен договор инвестирования в„– 01/09-14И между Инвестором ДНП "КАМЕНКА - ГАЗ" и Техническим заказчиком Администрацией с/п Васильевское Серпуховского района Московской области. Согласно 6.1. Объект газового хозяйства, созданный в порядке реализации настоящего Договора по окончании его строительства является собственности Инвестора, п. 6.3 Оформление имущественных прав Инвестора по результатам реализации данного Договора производится в установленном порядке после сдачи инвестиционного объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по настоящему Договору на основании акта приема-передачи результата инвестиционной деятельности.
02.03.2015 Администрацией с/п Васильевское Серпуховского района Московской области и ДНП "КАМЕНКА - ГАЗ" подписан Акт приема-передачи результата инвестиционной деятельности к договору в„– 01/09-14И от 01.09.2014.
27.02.2015 приемочной комиссией в составе главы сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района, председателя ДНП "КАМЕНКА - ГАЗ", технического директора ООО "Аверс", представителя проектной организации ГИП ООО "Аверс", представителя подрядчика ООО "Аверс" был подписан Акт законченного строительством объекта газораспределительной системы.
Также из материалов дела следует, что 29.04.2014 между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области (ссудодатель) и Администрацией сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области (ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности, в силу п. 1.1 которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 10 920 кв. м с кадастровым номером 50:32:0000000:35194, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для строительства газопровода среднего давления", расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Каменка. В силу п. 1.2 договора земельный участок предоставляется для строительства газопровода среднего давления.
08.06.2015 приемочной комиссией в составе главы сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района, председателя ДНП "КАМЕНКА - ГАЗ", технического директора ООО "Аверс", представителя проектной организации ГИП ООО "Аверс", представителя подрядчика ООО "Аверс" был подписан Акт законченного строительством объекта газораспределительной системы - газопровода общей протяженностью 2 750 п. м.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 в„– 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений, получение на них разрешение на строительство не требуется.
Кроме того, согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Тем самым, кадастровый учет недвижимости подтверждает факт существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости подтверждает сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
В данном случае сведения о заявленном к государственной регистрации объекте внесены в ГКН, на этот объект выдан кадастровый паспорт сооружения - газораспределительная система д. Каменка Серпуховского района Московской области. Газопровод среднего давления. Кадастровый номер 50:32:0000000:38007.
В связи с чем суды пришли к правильному выводу, что заявленный на государственную регистрацию объект прошел учетную регистрацию как законченный строительством и принятый в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет, и оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства.
Как правильно отметил суд первой инстанции, предоставление Акта приемки законченного строительством объекта не приведено в перечне необходимых документов, предоставляемых на государственную регистрацию права.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Суды, установив, что заявителем при обращении в регистрирующий орган представлены все необходимые для регистрации документы, пришли к правильному выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя у Управления не имелось.
В связи с изложенным, кассационная коллегия признает, что суды правомерно удовлетворили заявленные требования на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязав регистрирующий орган устранить допущенные нарушения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы, повторяющие правовую позицию регистрирующего органа, фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами, соответственно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2016 года по делу в„– А41-14002/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.Я.МЫСАК

Судьи
Н.Ю.ДУНАЕВА
О.И.КОМАРОВА


------------------------------------------------------------------