Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.12.2016 N Ф05-17346/2016 по делу N А40-251986/2015
Требование: О признании незаконными действий органа Федерального казначейства.
Обстоятельства: Орган Федерального казначейства принял исполнительный лист о взыскании с бюджетного учреждения задолженности и предложил органу государственной власти представить платежный документ на перечисление средств во исполнение требований исполнительного документа.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников, судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на орган государственной власти или других должников.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. по делу в„– А40-251986/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - Министерства обороны Российской Федерации - Прудников К.В., дов. от 17.10.2016 в„– 223;
от заинтересованного лица (ответчика) - Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства - Шепелев Б.В., дов. от 11.01.2016 в„– 95-16-15/17;
от третьих лиц - АО "Мосводоканал" - Щербаченко А.А., дов. от 31.12.2015 в„– (30)24-640/15;
рассмотрев 24 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства
на постановление от 11 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Поповым В.И.,
по делу в„– А40-251986/2015,
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации
к Межрегиональному операционному Управлению Федерального казначейства,
третье лицо: АО "Мосводоканал",
об оспаривании действий, уведомления

установил:

Министерство обороны Российской Федерации (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (далее - казначейство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по принятию к исполнению исполнительного листа серии АС в„– 005547807 от 07.02.2013.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2016 года решение суда первой инстанции отменено, требования заявителя удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции исходил из того обстоятельства, что у казначейства отсутствуют правовые основания для исполнения исполнительного листа серии ВС в„– 041186089 от 04.03.2013 Ленинского районного суда г. Мурманска.
Не согласившись с указанным судебным актом, казначейство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы заинтересованное лицо указывает, что отсутствие на лицевых счетах Федерального бюджетного учреждения - войсковой части 10754 денежных средств не свидетельствует об отсутствии у Министерства обороны России лимитов денежных средств, предназначенных для указанного лица, действия заинтересованного лица не нарушают права и законные интересы заявителя, заинтересованное лицо не может возвратить денежные средства, перечисленные со счета заявителя в пользу АО "Мосводоканал".
Третье лицо представило отзыв на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором поддержало доводы жалобы.
Представитель казначейства поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель заявителя против доводов жалобы возражал, ссылаясь на правомерность выводов апелляционного суда.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части обязания Межрегионального операционного управления Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 223 463 рубля 14 копеек на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации как вынесенное с нарушением норм материального права, а кассационная жалоба - удовлетворению в указанной части с вынесением в этой части нового судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.02.2013 Арбитражным судом города Москвы выдан исполнительный лист серии АС в„– 005547807 по делу в„– А40-123177/2012 о взыскании в пользу МГУП "Мосводоканал" с Федерального бюджетного учреждения - войсковой части в„– 10754 задолженности в размере 216 140, 82 руб.
03.12.2015 казначейство приняло указанный исполнительный лист. Казначейство предложило министерству представить, в том числе, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, суды пришли к правильному выводу о наличии совокупности предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для удовлетворения заявленных Минобороны России требований.
Так, правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
Данный перечень является исчерпывающим.
Федеральным законом от 07.05.2013 в„– 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, в настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит прямую норму (пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в пункте 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 в„– 99н.
Лицевой счет получателя бюджетных средств федерального бюджетного учреждения в Межрегиональном операционном УФК, а также иных органах Федерального казначейства не открыт.
На основании пункта 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Применительно к п. 10 ст. 242.3 БК РФ в исполнительном листе серия АС в„– 005547807 отсутствует указание на субсидиарную ответственность органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в отношении должника - ФБУ войсковая часть 10754, как получателя средств федерального бюджета.
Учитывая, что орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников, у Межрегионального операционного УФК не имеется законных оснований для исполнения требований, указанных в исполнительном листе серии АС в„– 005547807, так как судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Минобороны России или других должников.
При таких обстоятельствах арбитражным судом апелляционной инстанций сделан правильный вывод о несоответствии оспариваемого действия казначейства положениям действующего законодательства.
Между тем, при принятии судебного акта апелляционным судом не учтено следующее.
Денежные средства в размере 223 463 рубля 14 копеек, обязанность по перечислению которых на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый Межрегиональном операционном Управлении Федерального казначейства, возложена на заинтересованное лицо в порядке восстановления прав и законных интересов заявителя, не находятся в ведении указанного лица, а перечислены в пользу третьего лица, в связи с чем судебный акт в указанной части не может быть исполнен заинтересованным лицом.
С учетом того, что арбитражными судами правильно установлены фактические обстоятельства, подтвержденные исследованными по делу доказательствами, а выводы судов противоречат вышеназванному вследствие неправильного применения материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу в указанной части новый судебный акт.
На основании изложенного, постановление апелляционного суда подлежит отмене в части избрания способа восстановления нарушенного права с принятием нового судебного акта в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2016 года по делу в„– А40-251986/2015 отменить в части обязания Межрегионального операционного управления Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 223 463 рубля 14 копеек на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, в удовлетворении требований в этой части отказать.
В остальной части постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу оставить без изменения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------