Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.12.2016 N Ф05-16331/2016 по делу N А40-216897/2015
Требование: О признании незаконными действий и уведомления органа Федерального казначейства, возложении обязанности вернуть денежные средства.
Обстоятельства: Орган Федерального казначейства принял к исполнению исполнительный лист о взыскании задолженности с учреждения, собственником которого является государственный орган и у которого отсутствует лицевой счет, о чем государственному органу направлено уведомление.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, представленные в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. по делу в„– А40-216897/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Латыпова Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - Министерства обороны Российской Федерации - Прудников К.В., дов. от 17.10.2016 в„– 223;
от заинтересованного лица (ответчика) - Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства - Шепелев Б.В., дов. от 11.01.2016 в„– 95-16-15/17;
от третьих лиц - 1) НОУДО "Учебный центр "Городской образовательный сектор" - не явился (извещен надлежаще);
2) Федеральное казначейство - не явился (извещен надлежаще);
рассмотрев 24 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 22 января 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление от 13 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по делу в„– А40-216897/2015,
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства
о признании незаконными действий,
третьи лица: 1) НОУДО "Учебный центр "Городской образовательный сектор", 2) Федеральное казначейство

установил:

Министерство обороны Российской Федерации (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (далее - казначейство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по принятию к исполнению исполнительного листа серии ФС в„– 005190168 от 27.05.2015, уведомления Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 14.09.2015 в„– УПЛ-15-9435, о возложении на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства обязанности вернуть денежные средства в размере 250 000 руб. на лицевой счет Минобороны России, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия оснований для возврата исполнительного листа на взыскание присужденной денежной суммы при наличии денежных средств на счете соответствующего распорядителя средств федерального бюджета.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права (п. 3 ст. 242.1, п. 1 ст. 242.3, ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Заинтересованное лицо представило отзыв на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражало против доводов жалобы.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года в„– 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года в„– 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
Представитель министерства поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные.
Представитель казначейства против доводов жалобы возражал, ссылаясь на правомерность выводов судов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно них, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права, а кассационная жалоба - удовлетворению с вынесением нового судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, определением Арбитражного суда Архангельской области от 08.04.2015 по делу в„– А05-11376/2013 с Федерального государственного учреждения 607 Квартирно-эксплуатационный отдел в пользу НОУДО "Учебный центр "Городской образовательный сектор" взыскано 25 000 руб.
27.05.2015 на основании данного судебного акта Арбитражным судом Архангельской области выдан исполнительный лист серии ФС в„– 001190168.
10.09.2015 указанный исполнительный документ поступил в Межрегиональное операционное УФК.
Согласно п. 2 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Межрегиональное операционное УФК уведомлением от 14.09.2015 в„– УПЛ-15-9435 уведомило Минобороны России о поступлении исполнительного документа.
Данное уведомление получено Минобороны России 14.09.2015.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, суды пришли выводу, что отсутствие открытых лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а также специальный порядок финансирования, не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного имущества.
Между тем при принятии судебных актов судами не учтено следующее.
Правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
Данный перечень является исчерпывающим.
Федеральным законом от 07.05.2013 в„– 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Таким образом, в настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит прямую норму (пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в пункте 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 в„– 99н.
На основании пункта 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Исполнительный документ применительно к п. 10 ст. 242.3 БК РФ не содержит указания на субсидиарную ответственность органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в отношении должника, как получателя средств федерального бюджета.
Таким образом, оснований для принятия к исполнению исполнительного листа серии ФС в„– 005190168 от 27.05.2015 у заинтересованного лица не имелось.
С учетом того, что арбитражными судами правильно установлены фактические обстоятельства, подтвержденные исследованными по делу доказательствами, а выводы судов противоречат вышеназванному вследствие неправильного применения материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2016 года по делу в„– А40-216897/2015 отменить.
Признать незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии ФС в„– 005190168 от 27.05.2015 к исполнению.
Признать незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 14.09.2015 в„– УПЛ-15-9435.
Возложить на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства обязанность вернуть денежные средства в размере 25 000 руб. на лицевой счет Минобороны России, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------