Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2016 N Ф05-13928/2016 по делу N А40-236639/15-79-1941
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что местоположение границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, определено с нарушением прав и законных интересов г. Москвы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу в„– А40-236639/15-79-1941

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "НИИТФА": Кандиной А.В. (дов. в„– 94 от 25.11.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Дергаусовой А.А. (дов. в„– 33-Д-808/15 от 25.12.2015 г.);
от третьего лица ГК по атомной энергии "Росатом": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Азимут": не явились, извещены;
рассмотрев 14 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "НИИТФА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2016 г.,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2016 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г., Румянцевым П.В.,
по делу в„– А40-236639/15-79-1941
по заявлению акционерного общества "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации" (ОГРН 5087746235825; 115230, г. Москва, Варшавское ш., д. 46)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12)
о признании незаконным решения,
третьи лица: Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (ОГРН 1077799032926; 119017, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 24); общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (ОГРН 1067746389039; 109316, г. Москва, ул. Талалихина, д. 41, стр. 42)

установил:

акционерное общество "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации" (далее - АО "НИИТФА", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:28, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 46.
20 ноября 2014 г. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:28 обществом с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - ООО "Азимут") по заказу АО "НИИТФА" подготовлен межевой план указанного земельного участка.
24 июня 2015 г. АО "НИИТФА" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:28 на основании выполненного межевого плана ООО "Азимут".
По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом городского имущества города Москвы принято решение от 26 июня 2015 г. об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.5 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование межевого плана границ земельного участка" (утвержден постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. в„– 199-ПП).
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что местоположения границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, определен с нарушением прав и законных интересов города Москвы.
Считая свои права нарушенными, АО "НИИТФА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" (письмо от 26 июня 2015 г. в„– 33-5-21080/15-(0)-1), об обязании устранить нарушение прав и законных интересов АО "НИИТФА" путем согласования межевого плана земельного участка, подготовленного по заказу АО "НИИТФА" ООО "Азимут" 20 ноября 2014 г. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:28, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, влад. 46.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - ГК по атомной энергии "Росатом") и ООО "Азимут".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "НИИТФА" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "НИИТФА" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против ее удовлетворения.
Представители ГК по атомной энергии "Росатом" и ООО "Азимут" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в том числе к ним относится подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Статьей 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В силу пункта 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. в„– 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве.
Генеральный план города Москвы утвержден Законом города Москвы от 05 мая 2010 г. в„– 17 "О Генеральном плане города Москвы" (далее - Закон о Генеральном плане города Москвы).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о Генеральном плане города Москвы изменения в указанный Закон вносятся посредством принятия законов города Москвы, предусматривающих приведение настоящего Закона в соответствие с изменениями границ административных округов города Москвы, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, I зон с особыми условиями использования территории, в том числе зон охраны объектов культурного наследия, границ и наименований районов города Москвы, наименований станций метрополитена, объектов улично-дорожной сети, иных наименований, отображенных на картах, схемах территориального планирования.
В силу статьи 23 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. в„– 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы может создавать постоянные и временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы.
Положение о рабочем органе утверждается Правительством Москвы. В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. в„– 1019-ПП создана Градостроительно-земельная комиссия города Москвы и утверждено Положение о данной комиссии.
Согласно пункту 2.2 Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы одной из функций комиссии является рассмотрение и принятие решений в области градостроительной деятельности, в том числе, о необходимости внесения изменений в Генеральный план города Москвы.
Изменение границ земельных участков улично-дорожной сети, указанных в Генеральном плане города Москвы, требует внесения соответствующих изменений в Закон о Генеральном плане города Москвы.
Из положений постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. в„– 118-ПП "О мерах по устранению пересечения границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" следует, что обязанности по корректировке границ улично-дорожной сети возложены на Департамент земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы).
Кроме того, данное постановление предусматривает, что в случаях, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка улично-дорожной сети повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
Таким образом, корректировка границ земельных участков улично-дорожной сети должна быть осуществлена Департаментом городского имущества города Москвы при принятии соответствующего решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы с последующим внесением изменений в Закон о Генеральном плане города Москвы и Закон города Москвы от 21 марта 2007 г. в„– 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" (далее - Закон о перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы).
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Причины пропуска срока подлежат выяснению в судебном заседании и отсутствие уважительных причин для его восстановления может являться основанием к отказу в удовлетворении заявления.
При этом уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемое решение об отказе было издано 26 июня 2015 г., получено заявителем 08 июля 2015 г., в то время как в арбитражный суд АО "НИИТФА" обратилось лишь 07 декабря 2015 г.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, заявителем в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что пропуск установленного срока и отсутствие оснований для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении настоящего спора судами также принято во внимание, что в рамках предоставления государственной услуги установлено, что в представленных материалах межевого плана на уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:28 одновременно корректируется земельный участок улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:05:0003007:89, в связи с чем имеет необоснованное изменение конфигурации границ земельного участка улично-дорожной сети.
Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003007:28 имеет пересечение с участком улично-дорожной сети 77:05:0003007:89.
Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003007:89 указан в Перечне земельных участков улично-дорожной сети, содержащемся в Приложении к Закону о перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы (пункт 5363).
Согласно информации, содержащейся в Генеральном плане города Москвы и размещенной в открытом доступе в интернете на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://mka.mos.ru/specialists/documents/general-plan.php, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003007:89 входит в территорию магистральных улиц общегородского значения 2 класса.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2016 г. по делу в„– А40-236639/15-79-1941 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "НИИТФА" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------