Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2016 N Ф05-961/2016 по делу N А40-99470/15
Требование: О признании недействительным разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку рекламная конструкция ответчика не соответствует схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной в городе Москве.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу в„– А40-99470/15

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Чувашлева В.В., доверенность от 19.03.2015;
от заинтересованного лица: Мехединская А.Г., доверенность от 12.11.2015;
рассмотрев 25 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ООО "Гэллэри Сервис"
на решение от 25 августа 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 24 ноября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н.,
по делу в„– А40-99470/15
по заявлению Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы (ОГРН: 1117746153480)
о признании недействительным разрешения
к обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (ОГРН: 1047796590159),

установил:

Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (далее - ООО "Гэллэри Сервис") от 15.05.2012 в„– 0149/2012-р/р по адресу: а/д А-101 "Москва - Рославль", Калужское ш., при движении в Москву, между 4 и 3 оп. до поворота к памятнику истории "Спецобъект Коммунарка" (между оп. в„– 219 и в„– 217) 24 + 050Л.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Гэллэри Сервис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 31.01.2012 Администрацией Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) на основании постановления Главы Администрации от 23.12.2011 в„– 3477 был проведен открытый конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (далее - открытый конкурс).
В отношении указанного открытого конкурса Московским областным УФАС России было вынесено решение от 15.03.2012 в„– 04-ИВ-1908 и предписание от 15.03.2012 в„– 04-ИВ-1909 об аннулировании торгов, в том числе об отмене протоколов от 24.02.2012 по лотам в„– 1 - 46, которое было признано законным и обоснованным арбитражным судом кассационной инстанции по делу в„– А40-49326/12.
11.03.2012 Администрация и ООО "Гэллэри Сервис" по итогам открытого конкурса заключили договоры на право на установки и эксплуатации объекта наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области.
05.06.2012 Администрацией Ленинского муниципального района Московской области было выдано разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации от 15.05.2015 в„– 0149/2012-р/р по адресу: а/д А-101 "Москва - Рославль", Калужское ш., при движении в Москву, между 4 и 3 оп. до поворота к памятнику истории "Спецобъект Коммунарка" (между оп. в„– 219 и в„– 217) 24 + 050Л.
Разрешение на установку ОНРИ от 15.05.2015 в„– 0149/2012-р/р сроком действия до 10.03.2017.
Федеральным законом от 07.05.2013 в„– 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон "О внесении изменений") были внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 4 закона "О внесении изменений" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 01.01.2014 органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе", органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов подтверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию, с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 в„– 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" (далее - соглашение), Департамент (как орган исполнительной власти города Москвы) осуществляет полномочия на присоединенных территориях нормотворческие, организационные и иные - Новотроицком и Новомосковском районы в полном объеме с 01.07.2012.
Согласно пункту 13 постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 в„– 45-ПП "О Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы" (далее - постановление), Департамент выступает в качестве собственника городского недвижимого имущества от имени Правительства Москвы в отношениях с заинтересованными лицами по вопросам размещения наружной рекламы на имуществе города Москвы.
Во исполнение части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 4.2.28 постановления, Департамент утверждает и вносит изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории города Москвы.
Приказом Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы от 14.06.2013 в„– 246 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций" (далее - Приказ от 14.06.2013 в„– 246) в городе Москве была утверждена схема размещения рекламных конструкций.
Место размещение ОНРИ ООО "Гэллэри Сервис" не вошло в перечень рекламных мест, утвержденных Приказом от 14.06.2013 в„– 246.
В соответствии с пунктом 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе", разрешение на установку рекламной конструкции может быт признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 в„– 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций положения части 5.1, пункта 2 части 15, пункта 3 части 20 и части 20.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в соответствующих муниципальных образованиях.
Рекламная конструкция ООО "Гэллэри Сервис", расположенная по адресу: а/д А-101 "Москва - Рославль", Калужское ш., при движении в Москву, между 4 и 3 оп. до поворота к памятнику истории "Спецобъект Коммунарка" (между оп. в„– 219 и в„– 217) 24 + 050Л не соответствуют схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной в городе Москве.
Несоответствие установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" определяется схемой размещения рекламных конструкций) в соответствии с пунктом 3 части 20 указанной статьи Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" влечет за собой возможность признания такого разрешения недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.
Как правомерно отметили суды, согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 в„– 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действовавшего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности применяется до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2015 года по делу в„– А40-99470/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Гэллэри Сервис" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------