Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2016 N Ф05-19270/2015 по делу N А40-90531/15
Требование: О признании незаконными действий должностного лица по возврату без исполнения исполнительного листа.
Обстоятельства: Заявителю возвращен исполнительный лист в связи с отсутствием у должника открытых лицевых счетов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подлежащие взысканию денежные средства включены в ликвидационный баланс войсковой части, в связи с чем не утрачена возможность исполнения судебного акта за счет средств федерального бюджетного учреждения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу в„– А40-90531/15

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веременко И.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) УПФР в Кольском районе Мурманской области: Вербицкого Д.А. (дов. от 21.09.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства: Никитиной Е.И. (дов. в„– 95-16-15/8 от 11.01.2016 г.);
от третьего лица ФБУ - войсковая часть 15010: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
рассмотрев 02 февраля 2016 г. в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Мурманской области кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2015 г.,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2015 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Мухиным С.М.,
по делу в„– А40-90531/15
по заявлению ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (ОГРН 1025100586686; 184381, Мурманская область, г. Кола, ул. Победы, д. 9)
к Межрегиональному операционному управлению Федерального Казначейства (ОГРН 1117746430570; 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 11, стр. 1)
о признании незаконным действий по возврату без исполнения исполнительного листа,
третьи лица: Федеральное бюджетное учреждение войсковая часть 15010 (ОГРН 1095110000589; 184310, Мурманская область, г. Заозерск); Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)

установил:

вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 11 сентября 2013 г. по делу в„– А42-4304/2013 с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 15010 (далее - войсковая часть 15010) в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (далее - ГУ - УПФР в Кольском районе Мурманской области, заявитель) с зачислением в доход соответствующих бюджетов взысканы пени по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 595 682,93 руб.; пени по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 51 988,02 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 34 224,87 руб., и пени по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 61 982,1 руб., а всего - 743 877, 92 руб., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
На основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии АС в„– 003558292, который неоднократно направлялся в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства для исполнения и был возвращен.
Поскольку исполнительный лист не был исполнен, ГУ - УПФР в Кольском районе Мурманской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности в сумме 743 877,92 руб., состоящей из пеней по страховым взносам за 4 квартал 2010 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2014 г. по делу в„– А40-36242/14-115-191 в удовлетворении заявленных требований отказано.
12 февраля 2015 г. заявитель вновь направил исполнительный лист в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства для исполнения.
Уведомлением о возврате исполнительного листа от 26 февраля 2014 г. в„– 95-09-13/16-66/УВП-15-9683 Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства возвратило исполнительный лист без исполнения.
В качестве основания для возврата исполнительного листа указано на отсутствие у должника открытых лицевых счетов. Также указано, что подлежащие взысканию денежные средства включены в ликвидационный баланс Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 15010.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ГУ - УПФР в Кольском районе Мурманской области в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства о признании незаконными действий по возврату без исполнения исполнительного листа серии АС в„– 003558292 и бездействия по неисполнению решения Арбитражного суда Мурманской области от 11 сентября 2013 г. по делу в„– А42-4304/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и войсковая часть 15010.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГУ - УПФР в Кольском районе Мурманской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие возможности исполнить требования исполнительного листа за счет денежных средств должника.
В отзыве на кассационную жалобу Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства просит судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от третьих лиц не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ГУ - УПФР в Кольском районе Мурманской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Межрегионального операционного управления Федерального казначейства против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и войсковой части 15010 в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Подпунктом "б" пункта 90 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 г. в„– 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" дополнен пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации абзацем 4, которым предусмотрено такое основание для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, как отсутствие в соответствующем органе Федерального казначейства лицевого счета должника.
Согласно пункту 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22 сентября 2008 г. в„– 99н (зарегистрирован в Минюсте России 09 декабря 2008 г. в„– 12803), в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на правомерность действий ответчика по возврату исполнительного листа, поскольку лицевой счет получателя бюджетных средств - войсковой части 15010 не открыт в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, как и иных органах Федерального казначейства, а судебным актом не предусмотрено возложение обязанности по исполнению решения суда на Министерство обороны Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств.
Судами также принято во внимание, что подлежащие взысканию денежные средства включены в ликвидационный баланс войсковой части 15010, в связи с чем не утрачена возможность исполнения судебного акта за счет средств федерального бюджетного учреждения.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Ссылка на судебные акты по делу в„– А40-171599/2014 также не может быть принята во внимание, поскольку они приняты при иных фактических обстоятельствах.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2015 г. по делу в„– А40-90531/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------