Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2016 N Ф05-20238/2015 по делу N А40-3142/2015
Требование: О взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Обстоятельства: Истец ссылается на неоплату ответчиком времени нахождения вагонов на путях общего пользования, поскольку в спорный период на станцию прибывали порожние цистерны, которые простаивали на путях общего пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования начислена истцом исходя из условий дополнительного соглашения и расчета ставок, определенных в приложении к договору на организацию расчетов, однако доказательств оплаты ответчик не представил.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу в„– А40-3142/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Русаковой О.И.,
судей Крекотнева С.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца ОАО "РЖД" - Казакова С.В., доверенность от 22.07.2015,
от ответчика АО "ПГК" - Новакова Н.А., доверенность от 25.05.2015,
рассмотрев 27 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение от 29 июня 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Константиновской Н.А.,
на постановление от 05 октября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Верстовой М.Е., Лаптевой О.Н., Лаврецкой Н.В.,
по иску открытого акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к акционерному обществу "Первая грузовая компания"
(ИНН: 7708643971, ОГРН: 1077758336985)
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", ответчик) о взыскании платы в размере 2 044 591 руб. 07 коп. за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением от 29.06.2015 г. Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2015 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на несоответствие выводов судов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также неправильное применение судами норм материального и нарушение норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы приводит довод о неуведомлении истцом ответчика о предстоящей подаче вагонов на подъездные пути, что, по мнению заявителя, исключает ответственность АО "ПГК" за простой вагонов на железнодорожных путях станции. При этом, как указывает заявитель кассационной жалобы, несвоевременная и непоследовательная подача вагонов на пути промывочно-пропарочных станций (ППС) способствовала увеличению периода задержки вагонов на путях общего пользования.
В судебном заседании представитель АО "ПГК" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "РЖД" возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах и представленном в порядке ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для отмены решения и постановления судов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, правоотношения сторон вытекают из заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "ПГК" (клиент) договора в„– 6/124/ДД/ФСмр/ТО-67/10 от 26.02.2010 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Согласно пункту 3 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению ОАО "РЖД" клиента.
Сдаваемые вагоны на железнодорожный путь необщего пользования передаются локомотивом "дороги" на места погрузки - выгрузки и обработки вагонов (пункт 6 договора).
Между сторонами также заключен договор на организацию расчетов от 27.12.2007 г. в„– 237-жд, дополнительным соглашением от 27.02.2012 в„– 9 к которому предусмотрено взыскание платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема (пункт 2.1.11).
Пунктом 2.1.11 договора в„– 237-жд предусмотрено, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), истец взимает плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении в„– 3 к договору.
Судами установлено, что в период с 22.12.2013 г. по 11.01.2014 г. на станцию Сызрань-1 прибывали порожние цистерны, которые простаивали на путях общего пользования станции Сызрань-1 в ожидании освобождения путей ППС в связи с их занятием ранее прибывшими в адрес ответчика вагонами.
В подтверждение факта занятости путей в материалы дела представлены памятки приемосдатчиков, подписанные сторонами, а также акты общей формы, составленные в связи с нахождением вагонов на путях общего пользования.
Простой вагонов послужил основанием для начисления истцом платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования исходя из расчета ставок, определенных в приложении в„– 3 к договору на организацию расчетов.
Согласно расчету истца плата за нахождение 324 вагонов на путях общего пользования в период с 22:00 22.12.2013 по 21:50 11.01.2014 г. составила 2 044 591 руб. 07 коп.
Неоплата АО "ПГК" нахождения вагонов на путях общего пользования послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из условий договоров в„– 6/124/ДД/ФСмр/ТО-67/10 от 26.02.2010 г., в„– 237-жд от 27.12.2007 г., с учетом дополнительного соглашения в„– 9 от 27.12.2012 г., и документального подтверждения материалами дела, в том числе подписанными сторонами железнодорожными транспортными накладными, актами общей формы, факта простоя вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи на пути необщего пользования.
При этом суд установил, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования начислена истцом исходя из условий дополнительного соглашения и расчета ставок, определенных в Приложении к договору на организацию расчетов.
Суд проверил представленный истцом расчет и признал его правильным.
Доказательств оплаты ответчик не представил.
Суд пришел к выводу о наличии у истца права на взыскание с ответчика спорной суммы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Довод кассационной жалобы о неуведомлении истцом ответчика о предстоящей подаче вагонов на подъездные пути, отклоняется судом кассационной инстанции с учетом положений статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктов 4 и 5 договора в„– 6/124/ДД/ФСмр/ТО-67/10, а также имеющихся в материалах дела копий книг учета уведомлений.
Довод кассационной жалобы о несвоевременной и непоследовательной подаче вагонов на пути ППС, что способствовало увеличению периода задержки вагонов на путях общего пользования, документально не подтвержден.
Ответчик не представил документального обоснования количество вагонов, которые он мог бы дополнительно разместить на своих путях для пропарки с указанием периода (дата, время) и пути их размещения.
При этом, как установлено судами и следует из материалов дела, местом доставки спорных порожних вагонов являлись пути ППС ответчика на станции Сызрань-1, которые в спорный период были заняты.
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Доводы кассационной жалобы и иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела, а также толкование положений закона не означает допущенной судами ошибки, доводы кассационной жалобы являлись предметом судебной оценки судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку обстоятельств, установленных арбитражными судами по настоящему делу, что не входит в круг установленных ч. 1 ст. 286, п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 29 июня 2015 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 05 октября 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А40-3142/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.И.РУСАКОВА

Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
О.А.ШИШОВА


------------------------------------------------------------------