Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.09.2016 N Ф05-12603/2016 по делу N А40-189074/15
Требование: О признании незаконным и отмене предписания органа исполнительной власти субъекта РФ, признании незаконными действий общества.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что ему государственным предприятием было выдано разрешение на размещение средства наружной рекламы и информации. Ответчиком было выдано предписание об организации работ по демонтажу информационных конструкций, эксплуатируемых с нарушением действующего законодательства РФ. Второй ответчик осуществил демонтаж информационных конструкций.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку информационная конструкция, размещенная заявителем на фасаде дома, не соответствует требованиям нормативного акта субъекта РФ и подлежит демонтажу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу в„– А40-189074/15

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Королева Л.М., протокол от 18.05.2012; Романцова И.Г., доверенность от 26.10.2015;
от заинтересованных лиц: от ОАТИ г. Москвы: Кокорев С.А., доверенность от 11.03.2016; Орешкина Е.В., доверенность от 21.12.2015; от ГКУ "Горинфор": представитель не явился, извещен;
от третьего лица: Самойлич Е.А., доверенность от 01.03.2016;
рассмотрев 06 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Магазин Арбатская лавица"
на решение от 17 февраля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 27 мая 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по делу в„– А40-189074/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магазин Арбатская лавица" (ОГРН: 1027700438556)
о признании незаконными предписания и действий
к Объединению административно-технических инспекций города Москвы (ОГРН: 1037739099067), государственному казенному учреждению города Москвы "Городская реклама и информация" (ОГРН: 1117746257419),
третье лицо: Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Магазин Арбатская лавица" (далее - ООО "Магазин Арбатская лавица", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Объединению административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы) и государственному казенному учреждению города Москвы "Городская реклама и информация" (далее - ГКУ "Горинфор") о признании незаконным и отмене предписания ОАТИ г. Москвы от 28.08.2015 в„– 15-43-401-00090, выданного Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы (далее - Департамент), об организации работ по демонтажу информационных конструкций по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47, признании незаконными действий ГКУ "Горинфор" по принудительному демонтажу информационных конструкций ООО "Магазин Арбатская лавица" по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47, совершенных 17, 19, 23 сентября 2015 года без предъявления владельцу конструкций предписаний или иных, разрешающих демонтаж вывесок документов, и без предварительного уведомления владельца информационных конструкций.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Магазин Арбатская лавица" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - ГКУ "Горинфор", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Письменные объяснения Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, поступившие в Арбитражный суд Московского округа, подлежат возврату Департаменту, поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств не собирает. Поскольку указанные письменные объяснения поступили в суд по системе "Мой арбитр", то на бумажном носителе они не возвращаются.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица - ОАТИ г. Москвы и третьего лица - Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Магазин Арбатская лавица" осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении, принадлежащем обществу на праве собственности, по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47.
19.07.2000 заявителю государственным предприятием "РЕКЛАМА-ЦЕНТР" выдано разрешение на размещение средства наружной рекламы и информации - "Вывески односторонней с внутренним подсветом (3 шт.)" по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47.
28.08.2015 ОАТИ г. Москвы выдано предписание в„– 15-43-401-00090 Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы об организации работ по демонтажу информационных конструкций, эксплуатируемых с нарушением действующего законодательства, со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП, список адресов 37 конструкций в приложении на 13 листах, в том числе 5 конструкций заявителя, как следует из представленных с предписанием приложений по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47.
Как указывает заявитель, 23.09.2015 ГКУ "Горинфор" осуществило демонтаж информационных конструкций ООО "Магазин Арбатская лавица" по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47.
Полагая предписание ОАТИ г. Москвы и действия ГКУ "Горинфор" незаконными, ООО "Магазин Арбатская лавица" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему Постановлению, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, в следующие сроки (за исключением случаев, указанных в пунктах 2.2 и 2.4 настоящего Постановления):
2.1.1. В срок до 01.05.2014 - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Садового кольца.
В силу пункта 2.3 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП, в случае неприведения вывесок в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций или Архитектурно-художественных концепций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Постановления, Объединение административно-технических инспекций города Москвы выявляет такие вывески и выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания об их демонтаже. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет принудительный демонтаж вывесок на основании указанных предписаний.
Согласно пункту 18.4 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (утверждены Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП), информационное поле настенных конструкций, размещаемых на фасадах объектов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия либо объектами, построенными до 1952 года включительно, должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.), без использования подложки в виде непрозрачной основы для их крепления.
Согласно пункту 2.4.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП, до 01.07.2016 не подлежат демонтажу вывески, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, выданных в установленном порядке Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы до дня вступления в силу настоящего Постановления в 2010 - 2013 годах и содержащих информацию о сроке действия указанных разрешений.
Как установлено абзацем 3 пункта 2.4.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП, вывески, указанные в абзаце первом настоящего пункта, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, которые не содержат информацию о сроке их действия (бессрочные разрешения), подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций, в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Постановления.
Полномочия ОАТИ г. Москвы и Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы следуют из пункта 2.3 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП, пунктов 2.2, 4.23 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 в„– 960-ПП), пункта 4.2.29 Постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 в„– 45-ПП "О Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы".
Информационные конструкции заявителя соответствуют критериям пункта 3.5 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП. Дом, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47, построен в 1910 - 1912 годах, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Суды указали, что учитывая норму пункта 18.4 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, информационная конструкция, размещенная заявителем на фасаде дома по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47, не соответствует требованиям Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП и подлежит демонтажу.
Следовательно, выданное предписание и совершенные в его исполнение действия являются законными.
Кроме того, применительно к законности и обоснованности оспариваемого предписания и действий, следует учесть следующее.
В соответствии с пунктом 6 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, в случае утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (Архитектурно-художественные концепции) размещение вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений данных улиц, магистралей и территорий города Москвы осуществляется согласно соответствующей Архитектурно-художественной концепции. Действие Архитектурно-художественных концепций не распространяется на случаи размещения вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, а также на автозаправочных станциях.
Архитектурно-художественные концепции могут содержать требования к типам размещаемых вывесок, их параметрам, колористическому решению, используемому на них шрифту, а также месту размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений. Архитектурно-художественные концепции включают графические материалы, в том числе схемы и чертежи.
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает перечень улиц, магистралей и территорий города Москвы, на которых вывески размещаются в соответствии с требованиями Архитектурно-художественных концепций.
Архитектурно-художественные концепции, в соответствии с которыми размещаются вывески на зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, утверждаются по согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы.
Архитектурно-художественные концепции подлежат обязательному применению.
Официальное опубликование Архитектурно-художественных концепций осуществляется путем их размещения (опубликования) на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.
Размещение вывесок на улицах, магистралях и территориях города Москвы, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие Архитектурно- художественные концепции, с нарушением требований к размещению вывесок, установленных указанными Архитектурно-художественными концепциями, не допускается.
Приказом от 08.05.2014 в„– 1023 Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждена Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (в части размещения информационных конструкций).
Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы представлена заинтересованными лицами в материалы дела.
Исследовав данный документ в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что информационная конструкция, размещенная заявителем по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 27/47, не соответствует требованиям Архитектурно-художественной концепции внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы.
Данные обстоятельства также подтверждают не соответствие информационной конструкции заявителя Архитектурно-художественной концепции внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы и основным положениям Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве.
Довод общества о демонтаже информационных конструкций ООО "Магазин Арбатская лавица" 17, 19, 23 сентября 2015 года без предъявления предписаний или иных, разрешающих демонтаж вывесок документов, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Судами установлено, что по состоянию на 30.09.2015 конструкции не были демонтированы в связи с оказанием противодействия владельцем. Кроме того, в адрес директора ООО "Магазин Арбатская лавица" Королевой Л.М. направлено письмо от 21.10.2015 в„– 02-10-14672/14-1 с указанием на нарушение Правил и просьбой самостоятельного приведения в соответствие с требованиями Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП размещенной информационной конструкции, с предупреждением, что в случае неприведения информационной конструкции в соответствие с действующим законодательством Департамент осуществит принудительный демонтаж.
Законные и обоснованные предписание и действия государственных органов не нарушают права и законные интересы ООО "Магазин Арбатская лавица" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Суды указали, что заявитель основывается на абзаце 3 пункта 2.4.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП, указывая, что информационная конструкция размещена до вступления в силу указанного Постановления и не является бессрочной.
Вместе с тем, как правильно было отмечено судами, заявителем не учтено, что действие абзаца 3 распространяется исключительно на вывески, указанные в абзаце 1 пункта 2.4.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 в„– 902-ПП.
К таким вывескам относятся размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, выданных в установленном порядке Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы до дня вступления в силу настоящего Постановления в 2010 - 2013 годах.
Информационная конструкция заявителя не имеет и не имела разрешения на установку объектов наружной рекламы и информации, выданного Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы в 2010 - 2013 годах. Доказательства обратного в деле отсутствуют, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2016 года по делу в„– А40-189074/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Магазин Арбатская лавица" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Е.А.АНАНЬИНА


------------------------------------------------------------------