Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2016 N Ф05-12393/2016 по делу N А40-189217/2015-33-1318
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку система газопотребления во вновь создаваемом комплексе является внутридомовым газовым оборудованием и товарищество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. по делу в„– А40-189217/2015-33-1318

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11": Буровой Н.Г. (дов. от 22.03.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Наволокиной Н.В. (дов. в„– 261 от 15.06.2016 г.);
рассмотрев 06 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.,
по делу в„– А40-189217/2015-33-1318
по заявлению товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" (ОГРН 1047796468400; 121108, г. Москва, Рублевское ш., д. 11, корп. 2)
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1047796607650; 109147, г. Москва, ул. Таганская, д. 34, стр. 1)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в„– 2.3/390/15 от 01 сентября 2015 г., акта проверки,

установил:

на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки в„– 2693-р должностными лицами Межрегионального технического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзор, административный орган, ответчик) проведена проверка товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" (далее - ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11", заявитель) с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и функционирования системы производственного контроля, технических регламентов на опасном производственном объекте по адресу: 121108, г. Москва, Рублевское ш., д. 11, корп. 2.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов), Федерального закона от 04 марта 2013 г. в„– 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 04 мая 2011 г. в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. в„– 37, а именно:
1. отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности;
2. опасные производственные объекты не перерегистрированы с присвоением соответствующего класса опасности;
3. не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
4. не представление ежегодных сведений об осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
5. не обеспечено проведение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов;
6. не обеспечена укомплектованность штата работников производственного объекта; не представлены сведения о наличии в товариществе специалистов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на объекте;
7. отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, согласованный руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы;
8. не организовано обучение работников действиям в случае аварии, не проводятся тренировки со специалистами и рабочими по ликвидации возможных аварийных ситуаций;
9. отсутствие договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой;
10. не обеспечено наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
11. документация по расследования причин инцидентов на опасном объекте не представлена.
По результатам проверки составлен акт проверки в„– 493/2.3 от 07 июля 2015 г.
На основании полученных данных 18 августа 2015 г. МТУ Ростехнадзора составлен протокол по делу об административном правонарушении в„– 2.3-377.
01 сентября 2015 г. МТУ Ростехнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении в„– 2.3-390/15, которым ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением и актом проверки, ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Ростехнадзору о признании их незаконными.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2015 г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу в„– А40-180196/15-84-1497.
В связи со вступлением в законную силу решения по делу в„– А40-180196/15-84-1497 определением Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2016 г. производство по делу было возобновлено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 апреля 2016 г. прекращено производство по настоящему делу в части требования ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" о признании незаконным и отмене акта проверки в„– 493/2.3 от 07 июля 2015 г. Требование ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" о признании незаконным и отмене постановления в„– 2.3/390/15 по делу об административном правонарушении от 01 сентября 2015 г. оставлено без удовлетворения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 г. решение суда первой инстанции изменено, признано незаконным и отменено постановление в„– 2.3-390/15 по делу об административном правонарушении от 01 сентября 2015 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ростехнадзор просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
В заседании кассационной инстанции представитель Ростехнадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТСЖ во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 4 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу статьи 3 названного Закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в положениях Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
В соответствии со статьей 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Положения Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. в„– 491 (далее - правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование являются общим имуществом жилого дома.
В соответствии с пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. в„– 354 (далее - правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме и при соблюдении условий, указанных в пункте 131 данных Правил, а именно: газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутриквартирного газового оборудования с собственником жилого или нежилого помещения или нанимателем жилого помещения (государственного или муниципального жилищного фонда).
Согласно пункту 2 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. в„– 870 (далее - Технический регламент), его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
Требования Технического регламента распространяются на все сети газораспределения и (или) газопотребления, в том числе не относящиеся к категории опасных производственных объектов, кроме сетей газопотребления жилых зданий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. в„– 410 утверждены Правила пользования газом (далее - Правила пользования газом) в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) включает в себя являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (абзац 4 пункту 2 Правил пользования газом).
Согласно пункту 2 Правил пользования газом "заказчик" - юридическое лицо (в том числе товарищество собственников жилья), являющееся исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги); "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Абзацем 14 пункта 2 Правил пользования газом установлено, что техническое обслуживание ВДГО включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
В силу пункта 4 Правил пользования газом безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем осуществления комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замене оборудования.
В соответствии с пунктом 6 Правил пользования газом работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Пункт 7 указанных Правил определяет, что аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе устранение утечек газа и локализация аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой специализированной организации. Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
Согласно пункту 10 Правил пользования газом замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
Действия, связанные с нарушением требованием промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что система газопотребления Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом комплексе "Рублевское шоссе, 11" является внутридомовым газовым оборудованием и товарищество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с чем отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
В части прекращения производства по делу кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 г. по делу в„– А40-189217/2015-33-1318 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------