Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2016 N Ф05-10962/2016 по делу N А40-171278/15-17-1414
Требование: Об оспаривании распоряжения уполномоченного органа, обязании направить сведения о виде разрешенного использования участка для внесения необходимых изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением установлены виды разрешенного использования земельного участка, а также поручено оформить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество осуществляет деятельность, связанную с извлечением прибыли от передачи в аренду помещений в зданиях, расположенных на спорном участке, здания административного назначения не являются вспомогательными по отношению к зданиям склада.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу в„– А40-171278/15-17-1414

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Холодильник в„– 5-6": Васягиной Е.В. (дов. от 26.08.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департаменту городского имущества города Москвы: Нагорной М.Ю. (дов. в„– 33-Д-800/15 от 24.12.2015 г.);
от третьего лица Госинспекции по недвижимости г. Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица УФНС России по г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 02 августа 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Холодильник в„– 5-6"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2016 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2016 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., Векличем Б.С.,
по делу в„– А40-171278/15-17-1414
по заявлению ОАО "Холодильник в„– 5-6"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным распоряжения от 13 апреля 2015 г. в„– 4840,
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве; Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы,

установил:

открытое акционерное общество "Холодильник в„– 5-6" (далее - ОАО "Холодильник в„– 5-6", общество, заявитель) является правообладателем недвижимого имущества, расположенного по адресам: г. Москва, ул. Дубининская, вл. 27-29, стр. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14 на земельном участке площадью 9 200 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0006016:7.
Земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Земляной Вал, вл. 77 с кадастровым в„– 77:01:0006016:7 предоставлен ОАО "Холодильник в„– 5-6" для эксплуатации зданий с целью хранения производства и реализации пищевых продуктов на основании договора аренды земельного участка в„– М-01-014851 от 27 августа 1999 г.
10 октября 2014 г. полагая, что в условиях договора аренды земельного участка от 27 августа 1999 г. в„– М-01-014851 и в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, указан вид разрешенного использования земельного участка, который не соответствует фактическому использованию, заявитель обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением об оказании государственной услуги "Выдача распоряжения об изменении адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования".
В соответствии с письмом от 06 октября 2014 г. в„– 76, представленным заявителем при обращении в Департамент городского имущества города Москвы за оказанием указанной государственной услуги, здания расположенные на спорном земельном участке используются для размещения складских и административных зданий (помещений).
Согласно данным Бюро технической инвентаризации помещения в зданиях, расположенных на земельном участке с кадастровым в„– 77:01:0006016:7 имеют следующее функциональное назначение: - ул. Дубининская, д. 27, стр. 1 - учрежденческое, общественное питание; - ул. Дубининская, д. 27, стр. 3 - учрежденческое, складское, производственное; ул. Дубининская, д. 27, стр. 4 - учрежденческое; ул., Дубининская, д. 27, стр. 6 - учрежденческое, компрессорная; ул., Дубининская, д. 27, стр. 7 - учрежденческое, складское; ул., Дубининская, д. 27, стр. 13 - производственное; - легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) - склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
13 апреля 2015 г. Департаментом городского имущества города Москвы было издано распоряжение в„– 4840, которым установлены следующие виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006016:7: деловое управление (4,1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового коммерческого назначения (1.2.7); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Кроме того, данным распоряжением Департамент поручил Управлению оформления вторичных имущественно-земельных отношений Департамента городского имущества города Москвы оформить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка в„– М-01-014851 от 27 августа 1999 г. в соответствии с вышеуказанными разрешенными видами использования земельного участка.
Считая свои права нарушенными, ОАО "Холодильник в„– 5-6" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения от 13 апреля 2015 г. в„– 4840 в части установления вида разрешенного использования земельного участка, о возложении на Департамент городского имущества города Москвы обязанности направить сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006016:7 для внесения необходимых изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве и Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Холодильник в„– 5-6" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Холодильник в„– 5-6" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против ее удовлетворения.
Представители Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве и Государственной инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одним из принципов правового регулирования в сфере земельных правоотношений согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. в„– 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании в городе Москве) в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Согласно статье 23 Закона о землепользовании в городе Москве передача земельного участка в частную собственность, а также оформление иных прав на земельный участок осуществляются после формирования этого земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством, на основании установленного градостроительного регламента с определением вида использования земельного участка из числа разрешенных, а также обременений земельного участка и ограничений его использования.
Разрешенное использование земельных участков на территории города Москвы устанавливается в соответствии с Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. в„– 228-ПП "Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве", а также в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. в„– 540 с учетом фактического назначения объекта недвижимости.
Указанным Приказом утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего Приказа в силу.
Согласно указанному Классификатору вид разрешенного использования "деловое управление" (4.1) устанавливается при размещении объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
По Классификатору разрешенное использование "Склады" (6.9) соответствует фактическому использованию - размещению сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов и не предполагает эксплуатацию учрежденческих помещений.
Из статьи 20 Закона о землепользовании в городе Москве следует, что при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что большая часть зданий, расположенных на спорном земельном участке - административные здания, установление вида разрешенного использования деловое управление (4.1) является обоснованным.
Судами также указано на то, что наличие офисных помещений в зданиях, расположенных на указанном земельном участке подтверждено данными, полученными с официального сайта ОАО "Холодильник в„– 5-6", размещенного в сети Интернет (http://holod5-6.ru), согласно которому общество сдает в аренду офисы, расположенные в зданиях, принадлежащих ему на праве собственности.
Учитывая, что общество осуществляет деятельность, связанную с извлечением прибыли от передачи в аренду неопределенному кругу лиц помещений в зданиях, расположенных на спорном земельном участке, здания административного назначения не являются вспомогательными по отношению к зданиям склада.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ОАО "Холодильник в„– 5-6" приводит довод о том, что определением Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря 2015 г. суд признал обязательной явку Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы для представления письменных пояснений, вместе с тем, явка не была обеспечена, письменные пояснения не представлены, однако судом не были приняты меры по обеспечению исполнения определения об обязательной явке третьего лица, что явилось препятствием для всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку указанные обстоятельства не привели к принятию неправильных судебных актов.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2016 г. по делу в„– А40-171278/15-17-1414 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Холодильник в„– 5-6" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------