Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 N Ф05-10398/2016 по делу N А40-188962/2015
Требование: Об отмене решения об установлении размера арендной платы в размере рыночной ставки платы с учетом коэффициента дефлятора по договору аренды нежилого помещения.
Обстоятельства: Предприниматель полагает, что указанная в уведомлении ставка является завышенной, в уведомлении отсутствует какая-либо ссылка на проведение независимой оценки ставки арендной платы арендуемого помещения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку определение ставки арендной платы субъектам малого предпринимательства на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, данные обстоятельства судом не установлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу в„– А40-188962/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Русаковой О.И.,
судей Калининой Н.С., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца - ИП Золуков Н.Ш., - Каюмов Р.А., доверенность от 11.01.2016,
от ответчика Департамент - Яшкин А.В. доверенность от 07.12.2015,
рассмотрев 28 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Золукова Наиля Шамильевича
на решение от 08 февраля 2016 года
Арбитражного суда город Москвы
принятое судьей Михайловой Е.В.,
на постановление от 20 апреля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кочешковой М.В., Елоевым А.М., Яковлевой Л.Г.,
по иску ИП Золукова Н.Ш. (ОГРНИП: 304770000621104)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423)
об обжаловании действий по изменению ставки арендной платы,

установил:

Индивидуальный предприниматель Золуков Наиль Шамильевич (далее - ИП Золуков Н.Ш.) обратился в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с заявлением, в окончательном виде содержащем требование о признании не соответствующими правовым нормам действия Департамента городского имущества города Москвы по установлению размера арендной платы, оформленное письмом-уведомлением от 14.01.2014 г. в„– 33-А-51033/14-(0)-0 в виде установления рыночной ставки арендной платы с учетом коэффициента дефлятора (руб. /кв. м в год) в размере 14871,22 рублей по договору аренды в„– 04-00747/04 от 19.11.2004 года нежилого помещения общей площадью 408 кв. м, расположенного по адресу: 107589, г. Москва, улица Хабаровская, д. 9.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2016 г. в удовлетворении требования ИП Золукова Н.Ш. отказано.
Постановлением от 20.04.2016 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в связи с кассационной жалобой, в которой ИП Золуков Н.Ш. просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что при изменении ставки арендной платы арендодателем не соблюдены требования действующего законодательства.
В судебном заседании представитель ИП Золукова Н.Ш. поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Департамента возражал против доводов жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, выслушав явившихся представителей, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, находит принятые решение и постановления судов подлежащими отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель Золуков Наиль Шамильевич в соответствии с договором аренды в„– 04-00747/04 от 19.11.2004 года, заключенным с Департаментом имущества города Москвы (правопредшественник Департамента городского имущества г. Москвы), является арендатором нежилого помещения общей площадью 408 кв. м, расположенного по адресу: 107589, г. Москва, улица Хабаровская, д. 9, находящегося в собственности города Москвы (запись регистрации от 19.05.2005 года за в„– 77-77-03/001/2005-795).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 года в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", истец является субъектом малого предпринимательства, и внесен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы.
Согласно п. 6.6 договора Арендодатель вправе в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы, Мэром или Департаментом решения о централизованном изменении ставки арендной платы. В этом случае Департамент заказным уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение произошло с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы.
В данном случае ставка арендной платы считается измененной в одностороннем порядке и считается согласованной сторонами через 14 дней с момента отправления такого извещения.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, ИП Золуков Н.Ш. указал, что рассматриваемое требование предъявлено к Департаменту как органу государственной власти осуществляющего публичные полномочия, который принял решение, оформленное уведомлением, об увеличении арендной ставки до уровня рыночной по заключенному сторонами договору аренды в„– 04-00747/04 от 19.11.2004.
Отказывая в удовлетворении заявления. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ИП Золуковым Н.Ш. избран ненадлежащий способ защиты, поскольку между сторонами имеет место спор о размере арендной платы.
Апелляционный суд, ссылаясь на условия заключенного договора аренды, принимая во внимание решение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (Постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 в„– 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы") об отсутствии оснований для установления на 2014 год льготной ставки арендной платы по названному договору аренды помещения площадью свыше 300 кв. м, пришел к выводу о том, что изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора, доводы заявителя не свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Департаментом возложенных на него договором аренды обязательств, или/и незаконности действий последнего.
Уведомлением в„– 33-А-51033/14-(0)-0 от 14.01.2014, направленным в адрес арендатора, Департамент известил об установлении размера арендной платы в размере 14 871,22 руб. за кв. м в год в виде ее рыночной стоимости с учетом коэффициента дефлятора. В уведомлении содержится ссылка на Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 в„– 809-ПП и в„– 800-ПП.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства от 25.12.2012 в„– 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" ред. от 29.10.2013 г. в„– 710-ПП, от 23.12.2013 г. в„– 869-ПП, от 01.07.2014 г. в„– 364-ПП) и в„– 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (ред. от 15.04.2013 г. в„– 236-ПП, от 01.07.2013 г. в„– 424-ПП, от 29.10.2013 г. в„– 710-ПП, от 01.07.2014 г. в„– 364-ПП).
Согласно указанным нормативным актам субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 года предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. в„– 800-ПП).
В пункте 2.4 указанного постановления предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы по истечении шестимесячного срока с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления.
Поскольку площадь арендуемых помещений превышает 300 кв. м, под действие льготной ставки арендной платы общество не подпадает, оно как арендатор обязан уплачивать арендную плату не в льготном, а в общем порядке, т.е. в размере, определенном на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы по состоянию на дату изменения размера арендной ставки.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов, принадлежащих частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в целях приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 были утверждены федеральные стандарты оценки, регламентирующие все аспекты оценочной деятельности (ФСО 1 - 7) и на основании которых должна проводиться оценочная деятельность. При этом итоговая величина стоимости таких объектов оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло более 6 месяцев.
С учетом требований вышеназванных норм требование о проведении оценки является обязательным для установления ставки арендной платы субъектам малого предпринимательства, не имеющим право на имущественную поддержку.
Полагая, что указанная в уведомлении от 14.01.2014 ставка является завышенной, в уведомлении отсутствует какая-либо ссылка на проведение независимой оценки ставки арендной платы арендуемого помещения, истец обратился в Департамент, как стороне договора аренды, о предоставлении документов, обосновывающих увеличение с 01.07.2014 размера ставки арендной платы по договору аренды, указанной в названном уведомлении.
При рассмотрении заявления общества, ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции с учетом требований вышеназванных норм не проверил доводы общества.
В материалах дела отчет независимого оценщика об оценке величины годовой ставки арендной платы арендуемого обществом по договору в„– 04-00747/04 от 19.11.2004 года помещения не представлен и на него Департамент не ссылался.
Кроме того, указание суда первой инстанции на ненадлежащий способ защиты нарушенного права сделан без учета того, что разногласия между сторонами договора подлежат разрешению в соответствии с нормами гражданского законодательства, поскольку при заключении договора аренды от имени собственника имущества (города Москвы) Департамент выступает как субъект договорных отношений, а не как государственный орган, осуществляющий властные полномочия. При рассмотрении споров, связанных с установлением размера арендной платы по гражданско-правовому договору, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном нормами гражданского законодательства (применяемых в данном случае, исходя из объекта аренды), а значит, споры, связанные с его исполнением подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (Определения от 17 апреля 2003 года в„– 123-О, от 16 ноября 2006 года в„– 493-О, от 17 ноября 2009 года в„– 1427-О-О, от 23 марта 2010 года в„– 388-О-О, от 26 мая 2016 г. в„– 1003-О и др.).
К таким федеральным законам относится и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, который устанавливает особенности рассмотрения и разрешения дел в порядке искового производства, особенности производства по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и особенности производства по отдельным категориям дел. При этом обращение в суд заинтересованного лица должно отвечать требованиям, установленным для данного производства.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Учитывая, что определение ставки арендной платы субъектам малого предпринимательства на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы предусмотрено Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 в„– 800-ПП, а данные обстоятельства судами не устанавливались, принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене.
Принимая во внимание, что оценка доказательств исходя из статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы для проверки обоснованности увеличения арендодателем арендной ставки в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 в„– 800-ПП и от 25.12.2012 в„– 809-ПП.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 08 февраля 2016 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 20 апреля 2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А40-188962/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
О.И.РУСАКОВА

Судьи
Н.С.КАЛИНИНА
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ


------------------------------------------------------------------