Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 N Ф05-10848/2016 по делу N А40-1525/2016-92-12
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уполномоченным органом не доказано наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу в„– А40-1525/2016-92-12

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента торговли и услуг города Москвы: Поповой О.Ю. (дов. в„– И/01-861/5 от 11.09.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "ВТОРПЛАСТ": Абдуллаева Р.Н. - ген. директора (реш. в„– 2 от 23.01.2015 г.), Крутовского Г.С. (дов. от 03.02.2016 г.);
рассмотрев 28 июля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента торговли и услуг города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 февраля 2016 г.,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2016 г.,
принятое судьями Поповым В.И., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу в„– А40-1525/2016-92-12
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы
к ООО "ВТОРПЛАСТ" (ОГРН 1027739743063; 115230, г. Москва, Каширское шоссе, д. 13, корп. 2)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ,

установил:

16 октября 2015 г. должностными лицами Департамента торговли и услуг города Москвы (далее - Департамент, административный орган, заявитель) на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента в„– 923 от 25 сентября 2015 г. была проведена плановая выездная проверка магазина, расположенного по адресу: г. Москва, Каширское ш., д. 13, корп. 2, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "ВТОРПЛАСТ" (далее - ООО "ВТОРПЛАСТ", общество, ответчик).
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения лицензионных требований, в том числе несоблюдение ограничений мест розничной продажи алкогольной продукции, а именно: расстояние от входа в магазин ООО "ВТОРПЛАСТ" для посетителей до входа для посетителей на огороженную территорию Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы "Медицинского училища в„– 4" Департамента здравоохранения города Москвы" составило 90 метров.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 16 октября 2015 г., в котором отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения.
На основании указанного акта Департаментом выдано предписание в„– 923 от 16 октября 2015 г. об устранении выявленных по результатам проверки нарушений, в соответствии с которым ООО "ВТОРПЛАСТ" предписано в срок до 30 ноября 2015 г. представить в Департамент торговли и услуг города Москвы недостающие на момент проверки документы, информацию об устранении выявленных нарушений и свои объяснения.
16 октября 2015 г. Департаментом торговли и услуг города Москвы вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "ВТОРПЛАСТ" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании полученных данных 30 ноября 2015 г. в отношении ООО "ВТОРПЛАСТ" составлен протокол об административном правонарушении в„– 923.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента торговли и услуг города Москвы в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ВТОРПЛАСТ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент торговли и услуг города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, указывая на то, что событие административного правонарушения подтверждено материалами административного дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ВТОРПЛАСТ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента торговли и услуг города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ООО "ВТОРПЛАСТ" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон в„– 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Приложением в„– 2 к Постановлению Правительства Москвы в„– 1069-ПП от 28 декабря 2005 г. "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции" (далее - Постановление в„– 1069-ПП) определены дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 указанного Приложения запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
Запрет, установленный настоящим пунктом, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания (кроме кафе-молочных, детских, диетических столовых), на расстоянии от 25 метров.
Пунктом 4 указанного Приложения предусмотрено, что расстояния, установленные пунктами 2 и 3, определяются от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей для посетителей предприятий, перечисленных в пунктах 2 и 3. Расстояние измеряется по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам, велосипедным дорожкам, краям проезжих частей), аллеям, пешеходным переходам (подземным и надземным).
Действия, связанные с производством или оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что согласно представленному ООО "ВТОРПЛАСТ" заключению независимого оценщика в„– 462849 спорное расстояние составляет 102 метра. Указанное заключение выполнено уполномоченной организацией, с применением допустимых приборов и методики измерения.
При этом судами не принята во внимание План-схема, представленная Департаментом, поскольку она не подписана представителем общества.
Судами также принято во внимание, что в марте 2015 года лицензирующим органом выдана обществу лицензия на право продажи алкогольной продукции в указанном магазине, до ее выдачи проведена внеплановая выездная проверка объекта лицензирования и составлен акт от 11 февраля 2015 г., из пункта 6 которого следует, что объект не находится в месте, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "ВТОРПЛАСТ" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов суда, сделанных на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29 февраля 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2016 г. по делу в„– А40-1525/2016-92-12 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента торговли и услуг города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------