Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2016 N Ф05-12196/2016 по делу N А40-233672/2015
Требование: Об оспаривании протокола межведомственной комиссии в части исключения из схемы размещения нестационарного торгового объекта, решения уполномоченного органа, об обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Оспариваемым протоколом межведомственная комиссия одобрила внесение уполномоченным органом изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, было вынесено решение об исключении объекта торговли из схемы размещения нестационарного торгового объекта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку срок договора аренды истек, поэтому общество вправе осуществлять торговую деятельность только в местах, определенных схемой размещения торговых объектов, по результатам участия в открытом аукционе.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. по делу в„– А40-233672/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Марека-1" - Абгарян А.А. доверенность от 29 сентября 2015 года, Гарамян М.Б. доверенность от 01 марта 2016 года,
от заинтересованного лица: Правительство Москвы - Пушнина С.Г. доверенность от 31 августа 2015 года, Кашина Л.А. доверенность от 19 октября 2015 года,
Префектура ВАО г. Москвы - Глотова М.А. доверенность от 15 октября 2015 года,
рассмотрев 30 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Марека-1"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 07 июня 2016 года,
принятое судьями Поповым В.И., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению ООО "Марека-1"
об оспаривании протокола и решения Правительства Москвы, Префектуры ВАО г. Москвы,

установил:

ООО "Марека-1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Префектуре ВАО г. Москвы, Правительству Москвы об оспаривании протокола Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 29 октября 2015 года в„– 20 в части исключения из схемы размещения нестационарного торгового объекта по ул. 2-я Владимирская, вл. 52А, 100 кв. м, указанного под в„– 536 в приложении в„– 1 к протоколу, а также об оспаривании решения Префектуры ВАО г. Москвы от 13 ноября 2015 года в„– 01-13-8527/15 и обязании устранить нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2016 года решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами апелляционного суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование приводит доводы о том, что исключение из схемы размещения нестационарного торгового объекта произведено в нарушение части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". НТО Заявителя эксплуатировалась с 2010 года по договору аренды от 21 января 2010 года. В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона в„– 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
В судебном заседании представители общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представители Правительства Москвы и Префектуры ВАО г.. Москвы, в судебном заседании и представленном отзыве, возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, оспариваемым протоколом от 29 октября 2015 года в„– 20 Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы одобрила внесение Префектурой ВАО г. Москвы изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, в приложении в„– 1 к протоколу исключив торговый объект по ул. 2-я Владимирская, вл. 52А, 100 кв. м, из схемы размещения с указанием на наличие стационарной сети, реализующих аналогичную продукцию.
Не согласившись с решением Межведомственной комиссии по исключению объекта торговли их схемы, общество обратилось в суд.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2009 года в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Закон в„– 381-ФЗ), пришел к выводу о соответствии закону оспариваемого протокола Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии положениями статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года в„– 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее - объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - схема размещения).
На основании пункта 2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 4 Правил для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (далее - заявление).
Исходя из полномочий предоставленных субъекту Российской Федерации и положений статей 12, 13 Закона г. Москвы от 20.12.2006 в„– 65 "О Правительстве Москвы", Правительство Москвы в рамках этих полномочий вправе конкретизировать критерии размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой их размещения с учетом развития стационарной сети предприятий торговли и услуг, при этом, реализуя цель по доступности товаров для населения и полномочия в сфере безопасности и развития транспортной системы города Москвы, исключив негативное влияние нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру города, а также вправе осуществлять контроль за архитектурным обликом города. Указанные критерии полностью охватываются условиями, предусмотренными статьей 10 Федерального закона в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а именно необходимостью обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Установленные критерии при размещении нестационарного торгового объекта в Москве не находится в противоречии с целями формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов, изложенных в федеральном законодательстве, а согласуется с этими целями и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов граждан, юридических лиц как в сфере торговой деятельности так и в иных сферах жизнедеятельности города.
Постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 года в„– 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (далее - Порядок).
На основании пункта 3 указанного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется: для нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, - на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с настоящим постановлением.
Хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с приложением 3 к настоящему постановлению.
Таким образом, для возникновения у субъекта предпринимательства права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта возникает у него при условии наличия действующего договора аренды земельного участка, на котором размещен данный объект, а также включение данного земельного участка в схему размещения.
Как установлено судом, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) и ООО "Марека-1" (арендатор) был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 21 ноября 2010 года в„– М-03-508847, предметом которого являлся земельный участок общей площадью 51 кв. м, кадастровый номер 77:03:0006013:1002, имеющий адресные ориентиры - г. Москва, 2-я Владимирская ул., вл. 52А, предоставленный в аренду для эксплуатации торгового павильона. Срок действия договора установлен сторонами на 11 мес. 28 дней, который был расторгнут в одностороннем порядке Департаментом земельных ресурсов города Москвы уведомлением от 27 декабря 2012 года.
Между обществом и Префектурой ВАО г. Москвы, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 года в„– 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", 08 июня 2012 года заключен договор в„– СП-048/Перово на размещение нестационарного торгового объекта, предметом которого являлось право разместить нестационарный торговый объект по специализации "овощи, фрукты" по адресу - ул. 2-я Владимирская, вл. 52А, в соответствии со схемой размещения данных объектов со сроком действия до 08 июля 2015 года.
По истечении срока действия указанного Договора в„– СП-048/Перово решением Совета депутатов муниципального округа Перово в„– 083-17/15 был согласован проект изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории района Перово, рассматриваемый нестационарный объект не был включен в проект схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В дальнейшем Префектура ВАО г. Москвы обратилась в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Москвы в части исключения адресов размещения нестационарных торговых объектов, которая оспариваемым протоколом одобрила внесение изменений.
Согласно пункту 39 приложения 1 к постановления Правительства Москвы от 3 февраля 2011 года в„– 26-ПП отбор хозяйствующих субъектов для осуществления торговой деятельности (оказания услуг) в нестационарных торговых объектах в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения Департаментом города Москвы по конкурентной политике открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Порядком организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров, утвержденным Правительством Москвы.
Поскольку срок договора аренды истек 08 июня 2015 года, общество вправе осуществлять торговую деятельность (оказания услуг) в нестационарных торговых объектах в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, по результатам участия в открытом аукционе, проводимом Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
При таких обстоятельствах, апелляционным судом сделан обоснованный вывод о соответствии закону оспариваемого решения и отсутствии совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным в судебном порядке.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у апелляционного суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены постановления, так как они не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, в том числе доводы о неправильном применении федерального законодательства, фактически повторяют доводы, изложенные в суде апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения, что нашло свое отражение в судебном акте.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2016 года по делу в„– А40-233672/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------