Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.04.2016 N Ф05-3885/2016 по делу N А40-169804/2015
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения обществом правонарушения подтвержден, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. по делу в„– А40-169804/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Стройгазмонтаж": Соколовой Л.А. (дов. от 28.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: не явились, извещены;
рассмотрев 12 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Стройгазмонтаж"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2015 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2016 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Поташовой Ж.В., Кольцовой Н.Н.,
по делу в„– А40-169804/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж" (ОГРН 1077762942212; 119415, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 53)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1022301623684; 350001, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 4)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в„– 1265-78-25 от 03 августа 2015 г.,

установил:

на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в„– 2609-р от 21 апреля 2015 г. должностными лицами Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, административный орган, ответчик) проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж" (далее - ООО "Стройгазмонтаж", общество, заявитель) по вопросу нарушений требований технических регламентов, проектной документации, требованиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В ходе проведения проверки было установлено, что при строительстве объекта капитального строительства "расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток" ГИС "Кореновская" Южно-Европейского газопровода", расположенного по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ООО "Стройгазмонтаж", являющееся лицом, осуществляющим строительство по договору от 17 сентября 2013 г. в„– СГМ13-077 с техническим заказчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее - ООО "Газпром инвест"), допущено нарушение требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов и проектной документации, а именно: раздел в„– 3 (сведения о выполненных работах в процессе строительства) общего журнала учеты выполненных работ не ведутся (не заполняются) уполномоченными представителями лица, осуществляющего строительство ООО "Стройгазмонтаж", данный раздел ведется представителями организации непосредственно выполняющей работы ООО "ССК "Газрегион"; при монтаже металлоконструкций не велись журналы: выполнения монтажных соединений на болтах с контролируемым натяжением, монтажа строительных конструкций, сварочных работ, антикоррозионный защиты сварных соединений; не выполнено антикоррозийное покрытие: закладных деталей фундамента "аппаратного блок-бокса", приваренных анкеров закладных деталей фундаментов опор укрытия; не определялись заданные технологические показатели качества бетонной смеси (обязательное содержание в ней вовлеченного воздуха в объеме 3 - 4%) по ГОСТу 24211-91 при входном контроле качества, не позднее 20 мин. после доставки бетонной смеси на строительную площадку при устройстве ростверков Фм1 - Фм12; монолитные ростверки Фм3, Фм4, Фм5 (колонны), Фм6, Фм7, Фм10, Фм11 выполнены без испытания бетонной смеси в проектном возрасте 28 суток; допущено нарушение рабочей документации, при строительстве подъездной дороги к ГИС "Кореновская" применены пластиковые сигнальные столбики, вместо предусмотренных рабочей документацией железобетонных дорожных столбиков со светоотражающими элементами; допущено нарушение рабочей документации, при устройстве покрытия площадки ГИС из дорожных плит 1П18.15 не произведена сварка монтажных скоб плит, не выполнена заделка швов плит на 2/3 глубины шва готовой песчано-гравийной смесью, и на 1/3 резинобитумной мастикой; не освидетельствована приемка фундаментов Фм-1 - Фм-10, предусмотренная рабочей документацией; не соблюдаются требования по защите от коррозии выступающей части фундаментных болтов под монтаж укрытия оборудования ГИС; не представлены заключения ПИЛ по радиографическому контролю сварных соединений технологических трубопроводов площадки ГИС; не представлены заключения ПИЛ по радиографическому контролю сварных соединений газопровода подключения ГИС к перемычке Ду700; в материалах входного контроля оборудования, смонтированного на площадке ГИС, отсутствуют заводские паспорта на запорную арматуру; не представлены сертификаты качества на трубы и изоляцию примененные при изготовлении технологической обвязки узла ГИС; не соблюдаются требования по защите от коррозии выступающей части фундаментных болтов под монтаж укрытия оборудования ГИС.
На основании полученных данных 06 июля 2015 г. Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора в отношении ООО "Стройгазмонтаж" составлен протокол по делу об административном правонарушении в„– 1035-78-25.
06 июля 2015 г. Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении в„– 1265-78-25, которым ООО "Стройгазмонтаж" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Стройгазмонтаж" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Стройгазмонтаж" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.14 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Стройгазмонтаж" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий.
Частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Действия, связанные с нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Стройгазмонтаж" вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что факт совершения ООО "Стройгазмонтаж" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, доказан.
Нарушений порядка проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, судами не установлено.
Вина ООО "Стройгазмонтаж" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Отклоняя доводы общества о том, что ООО "Стройгазмонтаж" не является субъектом административного правонарушения, суды исходили из того, что функции генерального подрядчика при строительстве данного объекта осуществляет ООО "Стройгазмонтаж", в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2016 г. по делу в„– А40-169804/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Стройгазмонтаж" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------