Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2016 N Ф05-2993/2016 по делу N А41-36531/15
Требование: О признании недействительным предписания на демонтаж незаконных рекламных конструкций.
Обстоятельства: Из составленного проверяющим акта следует, что выявлены установка и эксплуатация трех рекламных конструкций в полосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования без действующих разрешений на их установку и эксплуатацию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку рекламные конструкции общества по указанным в предписании адресам отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. по делу в„– А41-36531/15

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ГорСпортИнформ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Истринского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФКУ "Центравтомагистраль": не явились, извещены;
от третьего лица ГБУ "Мосавтодор": Останкова А.А. (дов. в„– 6 от 07.12.2015 г.);
рассмотрев 07 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2015 г.,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2016 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В.,
по делу в„– А41-36531/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГорСпортИнформ" (ОГРН 1025001818060; 143500, Московская область, Истринский район, г. Истра, ул. Главного конструктора В.И. Адасько, д. 9, офис 12)
к Администрации Истринского муниципального района Московской области (ОГРН 1035003055889; 143500, Московская область, г. Истра, пл. Революции, д. 4)
о признании недействительным предписания,
третьи лица: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства"; Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор",

установил:

между Администрацией Истринского муниципального района Московской области (далее - Администрация, ответчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ГосСпортИнформ" (далее - ООО "ГорСпортИнформ", общество, заявитель) заключен ряд договоров на установку и эксплуатацию рекламных (информационных) конструкций и оформлены разрешения на установку рекламных конструкций, срок действия которых не истек.
По результатам проверки порядка установки рекламных конструкций на территории Истринского муниципального района, находящихся вдоль автодороги М9 "Балтия", проверяющие составили акт от 23 апреля 2015 г. в„– 11, из которого следует, что выявлена установка и эксплуатация трех рекламных конструкций (щит о/с, размер 3 x 6, 16-0041-0000, адрес: а/д ММК - П. Слобода - Нахабино, 9 км + 290 м, слева; щит о/с, размер 3 x 6, 16-0060-0000, адрес: а/д ММК - П. Слобода - Нахабино, 12 км + 650 м, слева; щит о/с, размер 3 x 6, 16-0524-0000, адрес: а/д ММК - Красновидово - Аносино - П. Слобода, 10 км + 190 м, слева) в полосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования М9 "Балтия" без действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Исходя из того, что данные рекламные конструкции принадлежат обществу и установлены в нарушение порядка установки, предусмотренного законодательством о рекламе, схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением Главы Истринского муниципального района Московской области от 07 июля 2014 г. в„– 2764/7, без действующих разрешений в полосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования М9 "Балтия", Администрация по результатам проверки выдала обществу предписание от 24 апреля 2015 г. в„– 11, обязав его демонтировать эти рекламные конструкции (перечисленные в акте от 22 апреля 2015 г. в„– 2, приложенном к предписанию) как незаконные.
Считая свои права нарушенными, ООО "ГорСпортИнформ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании недействительным предписания от 24 апреля 2015 г. в„– 11 на демонтаж незаконных рекламных конструкций.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор" (далее - ГБУ "Мосавтодор") и Федеральное казенное учреждение "Центравтомагистраль" (далее - ФКУ "Центравтомагистраль").
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Истринского муниципального района Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ГБУ "Мосавтодор" оставил рассмотрение кассационной жалобы на усмотрение суда.
Представители заявителя, ответчика и третьего лица (ФКУ "Центравтомагистраль") в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГБУ "Мосавтодор", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Согласно частям 5, 5.1 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
В силу частей 9, 13 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
В силу пункта 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе).
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Содержание предписания предполагает указание на нарушенную норму закону, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Предписание должно быть исполнимым.
Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание Администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку рекламные конструкции общества по указанным в предписании адресам отсутствуют, что следует из актов осмотра мест установки (нахождения) рекламных конструкций от 03 сентября 2015 г., составленных представителями Администрации и общества.
Судами также установлено, что выданные обществу разрешения на установку рекламных конструкций касаются рекламных конструкций с иным месторасположением.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией Истринского муниципального района Московской области не доказана обоснованность выдачи оспариваемого по настоящему делу предписания на демонтаж рекламных конструкций, а отсутствие рекламных конструкций по адресным ориентирам, указанным в предписании, указывает на неисполнимость выданного предписания.
Отклоняя доводы Администрации о том, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя, суды правомерно исходили из тех обстоятельств, что предписание возлагает на общество обязанность по демонтажу рекламных конструкций, которые ему не принадлежат, что повлечет возникновение у него соответствующих расходов. Кроме того, за неисполнение предписаний в установленный срок законодателем предусмотрена административная ответственность.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
При таком положении судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2016 г. по делу в„– А41-36531/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------