Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2016 N Ф05-5687/2016 по делу N А40-89818/2015
Требование: О признании незаконными приказа и решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым приказом утверждено оспариваемое решение, которым действия общества по ограничению пропуска трафика, исходящего от сети местной телефонной связи, признаны нарушающими положения договора о присоединении сетей электросвязи, операторам связи указано на целесообразность приведения договора о присоединении сетей электросвязи в соответствие с требованиями нормативных правовых актов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемые приказ и решение не противоречат положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу в„– А40-89818/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Ростелеком": Пивиковой О.Е. (дов. в„– 06/29/196-15 от 23.07.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: Мирошкиной К.А. (дов. в„– 130-Д от 31.07.2015 г.);
от третьего лица ЗАО "АИСТ": Гончаренко Д.Э. (дов. в„– 133 от 12.08.2015 г.);
рассмотрев 12 мая 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Ростелеком"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2015 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2016 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т.,
по делу в„– А40-89818/2015
по заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767; 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15)
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ОГРН 1087746736296; 109074, г. Москва, пр. Китайгородский, д. 7, стр. 2)
о признании незаконным приказа от 29 апреля 2015 г. и решения от 29 апреля 2015 г. в„– 2015/2,
третье лицо: закрытое акционерное общество "Аист" (ОГРН 1036301011856; 445037, Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 31-ж)

установил:

между открытым акционерным обществом "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", общество, заявитель) (правопреемник ОАО "ВолгаТелеком") и закрытым акционерным обществом "АИСТ" (далее - ЗАО "АИСТ") заключен договор от 01 июня 2006 г. в„– ДП-201/13М о присоединении сетей электросвязи (далее - Договор о присоединении).
Согласно п. 3.3.5 Договора о присоединении ЗАО "АИСТ" обязано "обеспечить пропуск трафика, исходящего от абонентов ОАО "Ростелеком" и абонентов присоединенных к сети ОАО "Ростелеком" сетей электросвязи на сеть Оператора от точки присоединения в соответствии с Приложением в„– 2 "Технические условия присоединения" (далее - Технические условия).
Пунктом 3.1.4. Договора о присоединении такая же обязанность по обеспечению пропуска трафика, исходящего от абонентов сети ЗАО "АИСТ" и абонентов присоединенных к сети ЗАО "АИСТ" сетей электросвязи от точки присоединения на сеть ОАО "Ростелеком", в соответствии с Техническими условиями закреплена за ОАО "Ростелеком".
Техническими условиями установлены: зоновый и местный уровни присоединения сетей электросвязи (раздел I), технические параметры точек присоединения на зоновом и местном уровнях присоединения (раздел II), порядок пропуска трафика, соответствующий Требованиям (раздел III).
Разделом III Технических условий установлен конкретный порядок пропуска трафика при оказании услуг местной и внутризоновой телефонной связи.
Пунктом 7 Дополнительного соглашения от 01 октября 2007 г. в„– 5 к Договору о присоединении прописан конкретный порядок пропуска трафика при оказании услуг по пропуску трафика.
В рамках проводимого ОАО "Ростелеком" контроля трафика, поступающего с сетей МТС ЗАО "АИСТ", и подлежащего завершению на сетях МТС ОАО "Ростелеком", был зафиксирован трафик, поступающий с номеров вызывающих абонентов, не входящих в ресурс нумерации ЗАО "АИСТ" и операторов связи, присоединенных к ЗАО "АИСТ", указанных в приложениях к договору о присоединении.
В связи с этим пропуск трафика на сети МТС ОАО "Ростелеком" в городах Самара и Тольятти был ограничен; с 11 декабря 2014 г. ОАО "Ростелеком" блокирует поступающий на его сеть местной телефонной связи (МТС) с сетей МТС ЗАО "АИСТ" в городах Самара и Тольятти трафик, идентифицируемый ресурсом нумерации, отличным от ресурса нумерации, указанного в Договоре о присоединении.
При этом полностью перестал проходить "междугородный и внутризоновый трафик" с номерами вызывающих абонентов, отличными от диапазона номеров, закрепленных за ЗАО "АИСТ": в г. Самаре ОАО "Ростелеком" блокирует трафик, поступающий на его сеть МТС с сети МТС ЗАО "АИСТ" с нумерацией, присвоенной абонентам в г. Тольятти, а также трафик, идентифицируемый кодами ABC, отличными от АВС = 846 и АВС = 848; в г. Тольятти ОАО "Ростелеком" блокирует трафик, поступающий на его сеть МТС с сети МТС ЗАО "АИСТ" с нумерацией, присвоенной абонентам в г. Самара, и трафик, идентифицируемый кодами ABC, отличными от АВС = 846 и АВС = 848.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ЗАО "АИСТ" обратилось с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор, заинтересованное лицо) на действия ОАО "Ростелеком".
В ходе проведения проверки по указанной жалобе Роскомнадзором было установлено, что ОАО "Ростелеком" (правопреемник ОАО "ВолгаТелеком") является оператором связи и имеет следующие лицензии: в„– 86464 на оказание услуг местной телефонной связи", за исключением местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, в том числе, на территории Самарской области (срок действия лицензии - до 27 января 2016 г.); в„– 86466 на оказание услуг внутризоновой телефонной связи, в том числе, на территории Самарской области (срок действия лицензии - до 16 февраля 2016 г.).
ОАО "Ростелеком" на основании приказа Роскомнадзора от 18 февраля 2013 г. в„– 155 "О внесении сведений в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования" включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, в географически определяемой зоне нумерации "Самарская", идентифицируемой кодами "846" и "848".
ЗАО "АИСТ" является оператором связи и имеет следующие лицензии: в„– 95635 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа на территории Самарской области (срок действия лицензии - до 09 марта 2017 г.); в„– 84830 на оказание услуг внутризоновой телефонной связи на территории Самарской области (срок действия лицензии - до 11 апреля 2016 г.).
Сети местной и фиксированной зоновой телефонной связи ЗАО "АИСТ" введены в эксплуатацию в соответствии с установленным порядком.
Решениями Федерального агентства связи в„– 67386 от 12 апреля 2012 г., в„– 67387 от 12 апреля 2012 г., в„– 67388 от 12 апреля 2012 г., в„– 76051 от 24 января 2013 г., в„– 76144 от 24 января 2013 г. ЗАО "АИСТ" выделен ресурс нумерации в кодах АВС = 846 и АВС = 848, всего 97000 номеров, из них: в г. Самара - 11500 номеров, в г. Тольятти - 85500 номеров.
По результатам рассмотрения жалобы ЗАО "АИСТ" на действия ОАО "Ростелеком" по ограничению пропуска трафика, поступающего с сетей местной телефонной связи ОАО "Ростелеком" в городах Самара и Тольятти, Роскомнадзором издан приказ от 29 апреля 2015 г. в„– 44, которым утверждено следующее решение от 29 апреля 2015 г. в„– 2015/2:
1. Признать действия ОАО "Ростелеком" по ограничению пропуска трафика, исходящего от сети местной телефонной связи ЗАО "АИСТ" и сетей связи других операторов связи, присоединенных к сетям связи ЗАО "АИСТ" в городах Самара и Тольятти, нарушающими положения договора от 01 июня 2006 г. в„– ДП-201/13М о присоединении сетей электросвязи.
2. Указать операторам связи ОАО "Ростелеком" и ЗАО "АИСТ" на целесообразность приведения договора о присоединении сетей электросвязи в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области связи с учетом существенных условий присоединения сетей электросвязи, опубликованных ОАО "Ростелеком", оператором занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, в отраслевом средстве массовой информации - журнале "Радиочастотный спектр" (2014 в„– 4).
Считая свои права нарушенными, ПАО "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании незаконными приказа Роскомнадзора в„– 44 от 29 апреля 2015 года и решения в„– 2015/2 от 29 апреля 2015 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "АИСТ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Ростелеком" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами нарушены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Роскомнадзор и ЗАО "АИСТ" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Ростелеком" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Роскомнадзора и ЗАО "АИСТ" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 07 июля 2003 г. в„– 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) федеральный орган исполнительной власти в области связи обязан рассматривать обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей и их взаимодействия в течение шестидесяти дней со дня получения обращений и публиковать принятые по ним решения.
Пунктом 5.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. в„– 228, определены полномочия Роскомнадзора на рассмотрение обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принятию по ним решения и выдаче предписания в соответствии с федеральным законом.
Порядок обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи и рассмотрения обращений установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принятию по ним решений и выдаче предписаний в соответствии с федеральным законом, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 05 мая 2012 г. в„– 98 (зарегистрирован Минюстом России 05 мая 2012 г., регистрационный в„– 24079) (далее - Регламент).
Пункт 15 Регламента устанавливает, что рассмотрение обращения заявителя по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также по вопросам взаимодействия операторов связи, если хотя бы один из участвующих в присоединении и (или) взаимодействии сетей электросвязи и (или) взаимодействующих операторов связи является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, осуществляется Комиссией Федеральной службы по рассмотрению обращений операторов связи (далее - Комиссия).
Комиссия образована приказом Федеральной службы от 07 сентября 2009 г. в„– 458. Комиссия является межведомственной и в ее состав, помимо представителей Федеральной службы, включены также представители Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального агентства связи, Федеральной антимонопольной службы.
На основании Регламента Комиссия принимает заключение по результатам рассмотрения обращения заявителя после изучения позиций взаимодействующих операторов связи, исследования доказательств по обращению заявителя.
В силу пункта 77 Регламента решение по результатам рассмотрения обращения заявителя готовится на основании принятого Комиссией заключения. Решения Федеральной службы утверждаются приказами Федеральной службы.
Согласно статье 18 Закона о связи и пункту 8 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. в„– 161 (далее - Правила присоединения сетей), присоединение и взаимодействие сетей электросвязи осуществляется на основании заключенных операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования утверждены приказом Министерства информационных технологий и связи от 08 августа 2005 г. в„– 98 (далее - Требования).
В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2014 г. в„– 1342:
1) "местное телефонное соединение" - телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения;
2) "внутризоновое телефонное соединение" - телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, или телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи, и пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети подвижной связи, когда соответствующему абоненту этой сети подвижной связи выделен абонентский номер, входящий в ресурс географически не определяемой зоны нумерации, закрепленный за тем же субъектом Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований пропуск трафика при оказании услуг внутризоновой телефонной связи между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети фиксированной телефонной связи, осуществляется в следующем порядке: а) пользовательское (оконечное) оборудование; б) узлы связи сети (сетей) местной телефонной связи; в) узлы связи сети (сетей), фиксированной зоновой телефонной связи, функционирующие в пределах территории субъекта Российской Федерации; г) узлы связи сети (сетей) местной телефонной связи; д) пользовательское (оконечное) оборудование.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые приказ и решение не противоречат положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку в соответствии с условиями Договора о присоединении и требованиям ЗАО "АИСТ" вправе осуществлять пропуск на сеть местной телефонной связи ОАО "Ростелеком" трафик, исходящий от абонентов ЗАО "Аист", а также трафик от сетей связи других операторов связи, присоединенных к сетям электросвязи данного общества в городах Самара и Тольятти, а указания на ресурс нумерации ЗАО "АИСТ", от/на который осуществляется пропуск трафика, в Договоре, дополнениях и приложениях к нему отсутствуют.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Отклоняя доводы заявителя о том, что договор содержит указания на ресурс ЗАО "АИСТ", суды исходили из тех обстоятельств, что ресурс нумерации присутствует в технических параметрах точек присоединения, что само по себе является техническими параметрами точек присоединения, при этом указание ресурса нумерации не свидетельствует о том, что можно ограничить трафик.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2016 г. по делу в„– А40-89818/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Ростелеком" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------