Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2016 N Ф05-13982/2016 по делу N А41-104233/15
Требование: О признании незаконными результатов лесоустройства.
Обстоятельства: Заявитель является арендатором земельного участка. Постановлением органа местного самоуправления ему было разрешено осуществить разработку проекта освоения планировки территории, предназначенной для строительства автосервиса и административного здания. С целью подготовки градостроительного плана земельного участка заявитель обратился с запросом о пространственном размещении внешних границ спорного участка. В ответ заявителю было сообщено, что часть земельного участка расположена на землях лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем избран ненадлежащий способ защиты, так как между сторонами имеется спор о праве.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. по делу в„– А41-104233/15

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Большунов Б.В., доверенность от 05.09.2016;
от заинтересованного лица: Кузьмина К.А., доверенность от 23.12.2015;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 27 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ИП Каменщикова В.В.
на решение от 05 мая 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 15 июля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-104233/15
по заявлению индивидуального предпринимателя Каменщикова Владимира Витальевича (ОГРНИП: 305507401700020)
о признании незаконными результатов лесоустройства в части включения части земельного участка в границы лесного фонда и обязании устранить допущенные нарушения
к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918),
третьи лица: Администрация городского округа Подольска Московской области, Московский филиал государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,

установил:

Индивидуальный предприниматель Каменщиков Владимир Витальевич (далее - ИП Каменщиков В.В.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), в котором просит суд:
признать незаконными результаты лесоустройства в части включения в выделе 1, квартале 39 Подольского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области земельного участка, находящегося в долгосрочной аренде ИП Каменщикова В.В. с кадастровым номером 50:27:0020707:342, площадью 4.200 кв. м, в границы лесного фонда;
обязать Комитет лесного хозяйства Московской области в месячный срок с даты принятия решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении к землям лесного фонда выдел 1 квартал 39 Подольского участкового лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области, площадью 4.200 кв. м.Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Каменщиков В.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица - Администрация городского округа Подольска Московской области, Московский филиал государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 13.11.2014 между Комитетом по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка в„– 48ф/14 (далее - Договор), согласно условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял за плату во временное владение пользование земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020707:324, площадью 4.200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов придорожного сервиса и административного здания мотоклуба, расположенный по адресу: Московская обл., Подольский р-н, с.п. Лаговское, пос. Сосновый Бор, с обременением в использовании части земельного участка, площадью 265 кв. м, охранной зоной КЛ 6 кВ (далее - спорный земельный участок).
Срок действия договора аренды: с 13.11.2014 по 12.11.2063 (пункт 2.1 Договора).
Договор зарегистрирован установленным законом образом, о чем 03.12.2014 в ЕГРП сделана запись в„– 50-50-27/260/2014-266.
29.12.2014 Главой Подольского муниципального района Московской области вынесено постановление в„– 1844 (в редакции постановления Главы Подольского муниципального района Московской области от 30.01.2015 в„– 27), в соответствии с которым заявителю разрешено осуществить разработку проекта освоения планировки территории, предназначенной для строительства автосервиса и административного здания мотоклуба на спорном земельном участке.
С целью подготовки градостроительного плана испрашиваемого земельного участка заявитель обратился Московский филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект" с запросом по вопросу пространственного размещения внешних границ спорного земельного участка.
31.07.2015 заявителю был дан ответ - заключение в„– 08/287, что часть площади земельного участка (0,0323 га) расположена на землях лесного фонда, выдел 1, квартал 39 Подольского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона в„– 221-ФЗ) следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона в„– 221-ФЗ, при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона в„– 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 в„– 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Исходя из положений Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, в соответствии с лесоустроительной документацией.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Оценив доводы о том, что часть арендуемого предпринимателем земельного участка накладывается на земли лесного фонда, суды обоснованно указали, что в данном случае имеется спор о границах.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Исходя из изложенного, суды обоснованно указали, что оспаривая результаты лесоустройства в части отнесения земель спорных земельных участков к землям лесного фонда, заявитель фактически оспаривает право собственности Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
Таким образом, кассационная коллегия считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, так как между сторонами имеется спор о праве.
Кроме того, как указывалось выше, лесоустройство включают в себя выполнение комплекса мероприятий (работ), результаты которых оформляются соответствующими материалами по каждому из проведенных мероприятий.
Так, в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 в„– 516, по результатам проектирования лесничеств (лесопарков) составляются: ведомость проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки; описание местоположения границ земельных участков в составе лесничеств и лесопарков в соответствии с земельным законодательством; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, в том числе карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием территориального размещения или предложений по изменению границ и площадей лесничеств (лесопарков); по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются: ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, указанная в приложении 2 к настоящей Инструкции; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием соответствующего подразделения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с приведением сведений о ранее действовавшем разделении лесов; ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием выделения особо защитных участков лесов; по результатам таксации лесов составляются: таксационные описания (при этом таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений); картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам) и т.д.
Суды правомерно указали, что материалы лесоустройства фактически представляют собой документы, содержащие характеристики объекта недвижимости, то есть являются технической документацией, в данном случае земель лесного фонда, и не обладают признаками властного характера, а лесоустройство, не является каким-либо единым документом, а включает в себя обобщающие сведения о землях лесного фонда, содержащиеся в различных материалах, в связи с чем, лесоустройство не может являться самостоятельным предметом спора.
Таким образом, исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, принимая во внимание наличие пересечения границ земельных участков, принадлежащих заявителю, и границ участков, входящих в лесной фонд, как правомерно указали суды, заявитель вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем оспаривания результатов лесоустройства, которое может и должно оцениваться судом в качестве одного из доказательств в рамках спора о праве.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2016 года по делу в„– А41-104233/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Каменщикова В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------